Во сколько месяцев мальчики начинают ползать. Основные этапы ползания. Рассмотрим некоторые из них

0

Во сколько месяцев мальчики начинают ползать. Основные этапы ползания. Рассмотрим некоторые из них

Когда ребёнок начинает ползать? Нормы и упражнения

Пожалуй, все мамы и папы с нетерпением ждут того момента, когда их малыш начнёт ползать. Ведь с обретением этого навыка ребенок превращается из внимательного наблюдателя в активного исследователя окружающего мира.

В этой статье вы узнаете о том, когда именно ожидать начало этого важного этапа в развитии.

Стоит ли помогать малышу ползать? Как вообще проявляется на первых порах этот навык?

Во сколько месяцев ребенок начинает ползать?

Согласно многим исследованиям, рефлекс ползания проявляется у детей уже в первые минуты после рождения. Когда малыша переворачивают на животик и подставляют ладони под его пяточки в качестве опоры, ребенок пытается оттолкнуться и таким образом продвинуться вперед. Правда, такие движения пока еще нельзя назвать осознанными. Они производятся рефлекторно, без задействования мозговой деятельности.

Такие проявления врождённого рефлекса исчезают уже к 3-4 месяцу жизни малыша. В этом возрасте начинают активно развиваться мышцы спины, что является следующим этапом подготовки к ползанию.

Малыш приобретает новую способность – теперь он без труда переворачивается со спины на животик, а некоторые дети даже начинают самостоятельно держать голову.

Развитие навыка ползания напрямую зависит от того, в каком возрасте ребёнок начнёт переворачиваться. Без этой возможности ползать малыш сможет разве что на попе. А вот первые попытки к полноценному ползанию проявляются у детей в основном в 5-6 месяцев. Стоит понимать, что эта цифра – не более чем очень обобщённая статистика.

Развитие каждого ребёнка проходит настолько индивидуально, что просто невозможно предугадать возможный его вариант.

Точных возрастных критериев, обязательных для каждого ребенка, просто не существует. На формирование активной двигательной деятельности малыша могут повлиять различные факторы, а именно:

  • состояние здоровья ребёнка, наличие врождённых или перенесённых заболеваний;
  • личностные качества малыша, его темперамент (активный или спокойный);
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка.

Из-за огромного количества индивидуальных характеристик, этап ползания может наступить как раньше заявленного срока, так и гораздо позже его. Кстати, некоторые дети сами пропускают эту ступеньку развития, сразу становясь на ножки.

Существует также мнение, что девочки начинают ползать несколько раньше мальчиков, так как изначально опережают их в развитии. Современные педиатры пришли к выводу, что это понятие – не более, чем миф. На начало ползания может оказать влияние множество вещей, но ни в коем случае не пол.

Как понять, что ребёнок начинает ползать?

Родители могут заметить первые «звоночки», говорящие о том, что ребёнок скоро предпримет попытки к ползанию. Активному ползанию предшествует развитие синхронизированных между собой движений, проявление интереса к окружающему миру, общее развитие моторики. Становится видно, что движения малыша приобретают осознанный характер, исчезает произвольность и хаотичность.

Потребность ребёнка в познании растёт, а значит, ему становится мало пространства, ограниченного кроваткой. Это и заставляет малыша наконец поползти.

Иногда малыш начинает проявлять двигательную активность ночью. Почему же ребёнок ползает во сне?

Ответ прост: у детей в этом возрасте нервная система развивается очень быстро. По сути, нервная система находится в постоянном напряжении, и малыш испытывает потребность в тренировке новых умений практически круглосуточно.

Некоторые дети просыпаются ночью и ползают буквально в полусонном состоянии. Не стоит переживать, это не признаки лунатизма, а возрастная особенность. Как только передвижение станет для ребёнка привычным делом, его спокойный сон восстановится.

Какие бывают этапы ползания?

Конечно же, сразу передвигаться на четырёх точках опоры у малыша вряд ли получится. Полноценному ползанию обычно предшествуют несколько этапов:

1 Ползание на животе (по-пластунски). Малыш передвигается на животе, используя для подтягивания вперёд локти. При этом максимальная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса, рук и локтевые суставы. Эти движения чем-то похожи на то, как передвигается гусеница. Сначала ребёнку будет трудно направить свои силы на передвижение вперёд. Если малыш ползёт таким образом в стороны или даже назад – в этом нет ничего страшного.

2 Ползание по-пластунски, отталкиваясь ножками. Если раньше в попытках к активному движению принимали участие только верхние конечности и плечевой пояс, то теперь малыш пытается задействовать в ползании еще и ножки.

Ребёнок может подтягивать ножки вперёд по одной, что будет похоже на попытку встать на четвереньки.

Похожие манипуляции малыш может проделывать также в положении лёжа на спине, как бы оттачивая манеру движений. Вместо опоры некоторые дети начинают использовать уже не локти, а ладошки. В этот период можно заметить, что малыш двигается задом наперёд – это также совершенно не противоречит правильному ходу развития координации движений.

3 Ползание на четвереньках. После всех тренировок у ребёнка появляется достаточно практических знаний и умений для того, чтобы совершить настоящее ползание вперед на четвереньках. Теперь кроха умеет ставить руки и ноги в правильной последовательности (перекрестно, так, как ходит большинство млекопитающих).

Осознав, что теперь движения получаются складными, ловкими и четкими, малыш просто не может не воодушевиться для ползанья на длинные дистанции. Вы будете невероятно удивлены тем, как быстро ребёнку удаётся преодолевать расстояние до интересующего его объекта!

Обычно все эти этапы проходит каждый ребёнок. Но разные малыши интерпретируют их по-разному: кто-то начинает ползать по-пластунски, как бы крутясь вокруг своей оси, кто-то движется вбок. Некоторые дети почему-то оставляют ножки прямыми, не сгибая их в коленях. Или в движениях участвует только одна нога, вторую же ребенок подгибает под животик.

Случаются и более странные вещи – иногда малыши ползают, лёжа на спине.

Бесспорно, такой способ обучения ползанию несколько неординарный, но и он не выходит за рамки нормы. Для ребёнка не существует понятия «нормального» или «ненормального» — он просто выбирает наиболее удобный для себя способ передвижения. Со временем малыш научится применять эти умения, уже лёжа на животе.

Упражнения для ползания

Стремление к движению у людей заложено природой, но это не значит, что в вопросах развития малыша стоит полагаться только на естественный ход событий. Необходимо помогать малышу преодолевать трудности, забывать о первых неудачах и наконец научиться правильно ползать. Для этого существует комплекс специальных упражнений, направленный на укрепление опорно-двигательного аппарата и улучшение координации движений.

1 Упражнения для укрепления мышц рук

Ходьба на руках. Очень полезное упражнение для мускулатуры рук и плеча. Для этого осторожно укладываем ребёнка животиком вниз на внутреннюю сторону своего предплечья, придерживая его за спину другой рукой. Держим малыша над столом под небольшим наклоном вперёд. Ребёнок будет искать опору ручками, тем самым передвигаясь вперёд на ладонях.

Подтягивание на руках. Малыш лежит на животе. На небольшом расстоянии от него вешается погремушка, так, чтобы она находилась немного выше его линии горизонта. Ребёнок будет стараться напрягать плечевой пояс, чтобы подтянуться к ней.

2 Упражнения на фитболе

Выкладываем ребёнка на фитбол животиком вниз. При этом аккуратно придерживаем его за подмышки. С легкостью покачиваем мяч в направлении вперёд-назад. Малыш будет немного напрягаться, выгибая спинку.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины, также очень важных для ползания.

Положение остаётся исходным. Одной рукой продолжаем держать ребенка за подмышки, второй придерживаем за пяточки так, чтобы ноги находились в горизонтальном положении. На пол, недалеко от фитбола, выкладывается яркая игрушка. Ребенок будет пытаться дотянуться до неё, передвигая ладонями.

3 Упражнение с ходунками

Данное упражнение лучше выполнять тогда, когда основные навыки ползания уже были приобретены малышом. Оно поможет научиться ребенку увереннее передвигаться с помощью коленок.

Читать еще:  Магазин полезных продуктов полюшко

На застеленном полу выкладывается подушка или мягкий валик. Осторожно укладываем малыша на подушку грудью, сгибаем его ножки в коленях; коленки ставим на пол. Становимся лицом к лицу к ребёнку, с обратной стороны подушки, и начинаем подтягивать её к себе. Ребенок будет понемногу переставлять коленки, чтобы двигаться с вами в такт.

Что не стоит делать, когда ребенок начинает ползать?

Некоторые родители недооценивают важность данного этапа, мотивируя это тем, что ползание может отдалить момент начала самостоятельной ходьбы.

Ребенка ни в коем случае нельзя пересаживать в ходунки, и вообще ограничивать в стремлениях ползать. Слишком ранние занятия с ходунками создадут лишнюю нагрузку на позвоночник и тазобедренный сустав.

А к таким испытаниям малыш, только начавший ползать, явно не будет готов. Помогать ребёнку начать скорее ходить без поддержки взрослых можно и нужно, но не в ущерб ползанию.

В возрасте 3-4 месяцев желательно не пеленать ребенка в период бодрствования. Так как малыши возрастом до полугода и так спят достаточно много, искусственно ограничивать их физическую активность не следует. Альтернативой пелёнкам могут стать распашонки, ползунки, боди. В такой одежде малышу не будет холодно, и он не будет скован в движениях.

В те часы, когда ребенок не спит, его также можно укладывать на пол, застеленный тёплым одеялом. Делать это стоит только в хорошо отапливаемом помещении, без сквозняков.

Оставлять в кроватке ребёнка не нужно, ведь в ней совсем мало свободного пространства. Диваны и кровати также не подходят для обучающих целей. Можно легко не заметить того момента, когда малыш передвинется вперёд или вбок и упадёт вниз.

Не стоит убирать из поля зрения ребёнка игрушки, думая, что они будут отвлекать его. Совсем наоборот, кладя на некотором расстоянии от малыша любимую игрушку, можно стимулировать его стремление к движению. Кроха будет ещё активнее стараться оттолкнуться от поверхности пола, чтобы достать желаемое.

Освоение навыка ползания. Первые этапы.

Одним из любимых занятий родителей является сравнивание своего малыша с табличными нормами развития и с детьми родственников, друзей и знакомых. Азарта в подобном задают рассказы о том, что «наш Васенька голову с рождения держал», «наша Машенька в пять месяцев сама села!», “наш сын в 9 месяцев сам ходит на горшок». Родители невольно начинают подстегивать своего малыша к подобным свершениям, чтоб быть «как все дети». Но только правильно ли это?

Немного лирики…
Прежде всего, хотелось бы отметить, не сравнивайте вашего малыша ни с кем. Он у вас свой единственный и неповторимый, второго такого нет в природе, даже близнецы все равно не 100% идентичны по развитию, на них влияет масса внешних условий! Помните, что развитие навыков – это заложенная генетически и подверженная внешним влияниям программа, которая достаточно подвижна и динамична. Процесс формирования навыков все равно в ключевых точках развития будет идти по своей программе, как бы ни хотелось вам его изменить. Подгонять, форсировать или менять его не только бессмысленно, но иногда может быть и опасно. Действия, изначально несущие под собой благое начинание, – научить ходить или ползать, при незнании основ детской физиологии могут только навредить слабым косточкам и связкам, надолго отбросив ребенка назад в развитии.
Мы подробно поговорим с вами о формировании и развитии в возрастном аспекте трех ключевых навыков ребенка – сидении, ползании и ходьбе, их индивидуальных особенностях, сроках развития и возможных вариациях в их проявлении.

Подготовим безопасный плацдарм.
К возрасту пяти-шести месяцев дети становятся достаточно подвижными и активными, они осваивают многие новые умения, и среда их обитания расширяется. Малыш активно тянется к предметам и хватает их, рассматривает свои руки и ноги, игрушки, тянет их в рот и активно их сосет или облизывает. Ему нравится совать свои пальчики в отверстия игрушек, кроватки или чего-либо еще. Они тянутся к пультам, телефонам, всему, что нового появляется в поле зрения малышей. Это говорит об их готовности к новым виткам развития, например, к ползанию и сидению.

Чтоб стимулировать, а не тормозить развитие малыша, ему необходимо дать свободу движений – для этого самым оптимальным вариантом станет перемещение его активной жизни на пол. Это оправдано многими причинами – на полу он не получит травмы при падении, как это может быть на диване или кровати, на полу пространство больше и интереснее, пол более ровный и твердый, чем даже самый жесткий матрас или диван. На полу можно перемешаться без опаски во всех направлениях, если заранее убрать с возможных путей следования потенциально опасные предметы, а вот яркие, крупные и интересные игрушки – мягкие, пластиковые или резиновые, с картинками, пищащие или музыкальные, – это самое то, что нужно для развития навыков.

Чтобы ползание было безопасным для здоровья, необходимо соблюдать некоторые условия. Перед тем, как разместить малыша на полу, его тщательно моют или застилают пледами, одеялами или коврами. Пол должен быть гладким, теплым и безопасным, без заноз и трещин. Идеальным покрытием является деревянный пол с ошкуренным и ровным покрытием, паркет или ковролин, ламинат и линолеум тоже неплохо, но они могут скользить. Вымойте полы с мылом или средством для дезинфекции, разрешенном в детской. После этого пол сполосните и дайте высохнуть – все готово.

Ковер или ковролин должен прилегать к полу плотно и не скользить, иначе это чревато травмами. Тщательно уберите с пола все мелкие предметы, проползите на четвереньках по всем комнатам, и уберите все опасные предметы в зоне действия ребенка – это провода, углы штор и скатертей, горшки с цветами, розетки (их закрывают заглушками), отопительные приборы и прочие опасности. Закрепите все шатающиеся элементы мебели и декора. Острые углы на мебели лучше закрыть силиконовыми накладками, а открывающиеся ящички шкафов, скрепить резинками или заклеить прозрачным скотчем.
Теперь мы готовы осваивать пространства!

Развитие ползания.
Формирование навыков ползания – это важнейший из этапов психомоторного развития ребенка, и через него должен, так или иначе, пройти каждый малыш. По мнению неврологов и физиологов, ползание является даже более важным средством развития нервной системы малыша, чем его первые шаги и навыки хождения. Именно на этапе ползания могут быть выявлены многие нарушения, которые важно вовремя скорректировать.

В процессе освоения ползания в мозге ребенка формируется и закрепляется взаимосвязь между мышцами и полушариями мозга, оттачиваются формы контроля над произвольными движениями тела и координацией. Первоначально это надо освоить в горизонтальной плоскости, и тогда по аналогии потом быстрее будут осваиваться навыки движения уже вертикальной плоскости. Дети, рано начавшие ползать, показывают наивысшие успехи в развитии обоих полушарий равномерно, у них нет явного и выраженного доминирования одного из полушарий. Это дает всестороннее развитие и способности, как к гуманитарным, так и точным дисциплинам в дальнейшем.

Начинают достаточно быстро и полноценно ползать практически все нормально развивающиеся дети в возрасте от 7 до 9 месяцев. Ползание дает мышечному корсету оптимальные нагрузки, задействуются практически все группы мышц. Это приводит мышцы в тонус, полноценно нагружает скелет и правильно его формирует, а нервной системе дает адекватную нагрузку в плане психомоторного развития. За счет нервной системы тело может поддерживать мышечный тонус, но по принципу обратной связи – активно работающие мышцы помогают нервной системе всесторонне получать полноценную информацию об окружающей среде и развитии тела. Движения, особенно новые и ранее неизведанные. Приносят малышу много положительных эмоций, а эти эмоции тесно связываются с состоянием нервной системы.

Читать еще:  Как сделать яблоко из ткани. Яблоко из ткани. Как сделать эклеры из пластиковых бутылок

Чем больше ребенок двигается, тем активнее познает мир и тем быстрее идет его психомоторное развитие. Такие дети ведут себя спокойнее. Если ребенок мало двигается, его навыки развиваются хуже, пассивнее, тогда ребенок может хуже кушать и спать, он просто не выплескивает тот необходимый заряд энергии в день. Ползание важно еще и тем, что дает достаточно сильную нагрузку на кости и мышцы. Это стимулирует развитие костного скелета и отложение в нем кальция, а также развитие сосудов и сердца, обменных процессов и кровообращения. У мало ползающих малышей, движения которых резко ограничены, обычно снижен иммунитет и они чаще и длительнее болеют, тяжело перенося даже простуду.

Почему не хочет?
Иногда бывает так, что к положенному сроку, когда все сверстники уже активно ползают, малыш этого делать категорически не хочет, делает слабые попытки ползти или не делает их вовсе. Родителей такое положение вещей очень беспокоит, что мешает ребенку нормально начать ползать. Выделяется несколько групп причин, мешающих нормальному освоению навыка ползания:

– недоразвитие или слабость мышц из-за рахита, проблем с нервной системой и других болезней. При этом гипотонус мышц обычно отмечает врач при осмотре да и сами родители видят, что малыш вялый и рыхлый. Тогда в помощь назначаются курсы массажа и лечебной физкультуры, иногда подключают и медикаментозную коррекцию тонуса. Если же родители игнорируют проблему, пытаются учить ребенка ползать и заставляют его это делать при слабых мышцах, это может приводить к травмам и еще больше усугубляет ситуацию.

– ползанию могут мешать врожденные дефекты суставов или травмы конечностей – костей, мышц, связок. Суставов. Могут отдалить ползание сильные ушибы полученные ребенком при первых попытках ползать.

– нарушить процесс формирования навыков может длительное пребывание в неподвижном положении – длительные болезни, гипсование ножек, частые и длительные болезни с постельным режимом. Такие дети могут несколько отставать в развитии навыков от сверстников, начиная ползать тогда, когда их мышцы и кости будут готовы к этому.

– большой вес ребенка, так как ребенку физически тяжелее носить свои лишние килограммы. Кости и мышцы у ребенка не готовы к повышенным нагрузкам, такие дети могут быть медлительными, позже осваивают все навыки.

– пребывание в ходунках или в манеже, особенно при неумеренном пользовании этими вещами. При использовании ходунков меняется пространственная ориентация у ребенка в голове, закладываются патологические пространственные отношения, да и скелет страдает, получая нерациональные нагрузки. Манежи ограничивают пространство и отбивают у ребенка желание выходить за узкие границы сетки.

– влияние тугого пеленания с рождения. Дети, которые с раннего возраста не пеленаются, осваивают пространственные навыки быстрее своих спеленутых собратьев. Это возникает потому, что предоставленные сами себе детишки постепенно учат ручки и ножки координироваться в пространстве. Но родители считают, что дети в пеленках лучше спят а бабушки до сих пор таким образом пытаются выправить ребенку кривые ноги. Если вы сторонник пеленания, в минуты бодрствования нужно давать ребенку свободу и выкладывать его в одежке.

– многие дети просто не имеют банального интереса к ползанию, им лень это делать. Поэтому, чтобы учить малыша ползать, нужно заинтересовать его – положить недалеко от ребенка его любимый предмет или игрушку, и это будет отличным стимулом.

– на ползание влияет наследственность, обычно гены дают организму всю информацию, вплоть до сроков ползания. Поэтому, попробуйте узнать, когда начали ползать вы сами – мальчишки обычно повторяют программу развития папы, девочки – мамы.

Когда ребенок начинает ползать

Маленькие детки в возрасте до года растут и развиваются быстрыми темпами. Особенно активно малыши осваивают новые навыки в период 6-12 месяцев: они переворачиваются, начинают сидеть, ползать, подниматься, держась за спинку кроватки или манежа. Некоторые груднички, достигшие годовалого возраста, уже достаточно уверенно ходят. Это очень важный этап для всестороннего развития ребенка и его здоровья – от того, насколько гармоничным и своевременным было освоение данных действий, зависит будущее физическое и эмоциональное состояния малыша.

Первые попытки ползания

Интересным навыком в этот насыщенный период является ползанье. Существует мнение, что это просто переходной процесс между сиденьем и хождением. В последнее время специалисты утверждают, что ползанье – очень важный и полезный навык, недооценивать его ни в коем случае не стоит.

Стандартные сроки ползания

В процессе становления личности ребенка, изучения окружающего мира, общения с людьми, освоения определенных действий все стандартные нормы достаточно условные. Каждый новорожденный – это, в первую очередь, индивидуальность, на развитие которой влияет много факторов.

Важным критерием, который характеризует физическое состояние младенца, являются сроки, когда ребенок начинает ползать. Средние нормы для здоровых деток – 5-8 месяцев. Бывают случаи, когда первые попытки к ползанию замечаются уже в 4 месяца. Или, наоборот, стремление ползти проявляется с некоторым опозданием – 9 месяцев. Такие отклонения естественные и не должны вызывать тревогу.

Нужно отметить! Согласно статистике, сроки начала ползания отличаются, в зависимости от пола ребенка. Девочки, в большинстве случаев, активнее, быстрее усваивают информацию и развиваются. Ползти они начинают в 5-7 месяцев. Мальчики постигают этот этап в 6-8 месяцев.

Такие нормы не стоит применять к недоношенным деткам. Этапы их развития передвигаются на определенный срок. Это ни в коем случае не значит, что дети отстают от своих сверстников. Просто они родились раньше предусмотренного срока. В основном такие малыши осваивают должные навыки на месяц-два позже детей, родившихся в период 38-40 недель беременности. Ползать недоношенные груднички начинают в 9-10 месяцев.

Важно! Некоторые детки вообще пропускают этап ползания, и, освоив навык сидения, сразу стремятся встать, передвигаться, держась за опору. Врачи рекомендуют не поощрять раннее прямостоячее положение (в возрасте 8-10 месяцев). Опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, что может отразиться на будущем здоровье малыша. Лучше переключить его внимание на ползание.

Чем полезно ползание

Врачи утверждают, что навык ползания имеет не меньшее значение для гармоничного развития ребенка, чем умение ходить. Оно подготовляет тело к большим нагрузкам, развивает координацию движений.

Природным является развитие сначала моторных функций (движение), потом статических (длительное нахождение тела в одном положении). Таким образом, раннее ползание намного полезнее, чем сидение, умение самостоятельно вставать и садится – лучше, чем стоять. В статическом положении ребенок быстро устает, возрастает нагрузка на неокрепший скелет.

Смена положения из сидячего к ползающему

Положительное влияние ползания на организм:

  • Гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата;
  • Укрепление мышц спины, рук, ног, шеи;
  • Устранение тонуса мышц;
  • Улучшение координации, чувства ритма;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Улучшение работы головного мозга;
  • Ориентирование в пространстве.

Научившись ползать, ребенок значительно расширяет свои возможности для изучения окружающего мира. Он сам решает, что ему интересно, куда ему переместится, как получить желаемое. Это положительно влияет на умственное развитие и зачатки логического мышления.

Разнообразный рельеф поверхности выполняет отличный массаж маленьких ладоней, что отражается на их чувствительности.

Различают два виды ползания, каждый по-своему полезный для развития малыша:

  • По-пластунски. Этот способ отличается определенным характером передвижения: малыш, лежа на животе, отталкивается ногами и подтягивает тело руками. Такое ползание тренирует мышцы рук, ног и шеи, является хорошей профилактикой дисплазии тазобедренных суставов.
  • На четвереньках. Таким способом малыш передвигается достаточно быстро. В процессе ползания укрепляется спина, формируется гибкость хребта. Улучшается координация движений – кроха учится держать равновесие, последовательно переставлять руки, ноги, поворачиваться. Ползать на четвереньках ребенок начинает, научившись устойчиво сидеть.
Читать еще:  Какие документы нужны для иска на алименты. В какой суд подавать документы. Нюансы сбора документов

Интересно. Некоторые ученые считают, что активное ползание положительно влияет на функционирование полушарий головного мозга – устанавливается стойкое взаимодействие, в результате чего ребенок развивается всесторонне и гармонично, имеет склонность к точным и гуманитарным наукам. Кроме того, дети, ползающие в детстве, не имеют проблем с речью – начинают разговаривать вовремя и выговаривают все звуки.

Этапы ползания

Как и любой навык, ползание развивается поэтапно. Одни детки проходят все стадии, другие пропускают некоторые этапы – все зависит от физиологии ребенка.

Стандартные этапы:

  • Попытка ползать на животе. В возрасте 3-4 месяца у грудничка получается переворачиваться с животика на спинку. В этот период проявляется естественный рефлекс передвижения. Ребенок, упираясь ножками, пытается просунуться вперед на животе, поднимая вверх поясницу. Голова при этом опущена вниз. Ближе к пяти месяцам рефлекс угасает.

Ползанье на животе

  • Пластунское ползание. Начиная с пяти месяцев, кроха начинает учиться ползать по-пластунски. Передвижение в данном случае осуществляется за счет подтягивания руками основной массы тела. Сначала ребенок ползает назад или вбок, перемещается всего на несколько сантиметров, но это большое достижение.

  • Правильное ползание. Досконально освоив навык пластунского передвижения, хорошо окрепнув, малыш постепенно переходит к ползанию на четвереньках. При данном способе ноги согнутые, нагрузка ложится на колени и выпрямленные руки. Такое ползание считается правильным и наиболее эффективным.
  • Перекрестное ползание. Достигается развитым ощущением ритма и последовательности. Заключается в одновременном поднятии левой руки и правой ноги, которое чередуется с поднятием правой руки и левой ноги.

Ползанье на четвереньках

В идеале грудничок должен пройти все стадии ползания, но в жизни порыв к передвижению может угаснуть вместе с естественным рефлексом, и кроха будет стремиться сесть или встать. При желании родители могут попытаться вновь завлечь ребенка к этому процессу.

Абсолютное отсутствие порыва к ползанию может быть вызвано несколькими факторами, на которые следует обратить внимание:

  • Темперамент. Не все дети одинаково активные – есть спокойные малыши, которым больше нравится наблюдать за происходящим, чем трогать предмет и изучать его.
  • Проблемы, связанные со здоровьем. Недостаточно развит опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, отклонение в работе нервной системы.
  • Отсутствие возможности научится ползать. Постоянное пребывание малыша в коляске, кроватке, манеже не позволяет ему попробовать свои силы, освоить новые навыки. Для попытки перемещения ребенку необходимы открытое пространство и свобода движения.
  • Вес. Пухленькие детки зачастую активны, стремятся к постижению новых функций, но через лишний вес им сложно удержатся на руках и передвигаться.
  • Отсутствие стимула. Первые попытки поползти малыш проявляет в стремлении получить понравившуюся вещь. Если родители по первому требованию подают ему этот предмет, пропадают интерес и потребность в движении.

Перечисленные факторы не являются критичными, и, вовремя выяснив, какая причина отказа от ползания, ситуацию можно исправить.

Как стимулировать активное ползание

Помочь ребенку, заинтересовать его ползанием можно простыми действиями:

  • Поместить малыша в открытое пространство. Постелить на полу, предварительно позаботившись о безопасности: исключить наличие торчащих проводов, розеток, острых и мелких предметов. Позаботиться о гигиене: помыть пол, пропылесосить коврик.
  • Заинтересовать любимой игрушкой. Лучший способ стимулировать ползание – поместить на глазах у малыша яркую игрушку. При этом есть один важный нюанс – она должна находиться неподалеку от младенца. Он должен понимать, что, приложив усилия, получит желаемое. Если предмет находится слишком далеко от ребенка, и он чувствует, что не дотянется до игрушки, то прекратит попытки передвижения.
  • Показать личный пример. Это самый веселый и непосредственный способ научится ползать. Родитель принимает ту позу, в которой пытается ползти малыш (по-пластунски или на четвереньках) и, завлекая в такую игру, стимулирует желание повторить увиденное. Принять участие в игре могут также старшие братики или сестрички – будет еще интереснее.
  • Дать возможность дотянутся до игрушки, при этом хвалить, поощрять и радоваться малейшим достижениям малыша.

Важной составляющей здорового физического состояние ребенка является развитие опорно-двигательного аппарата. Родители могут делать легкий укрепляющий и расслабляющий массаж. Если есть необходимость, следует обратиться к массажисту-профессионалу, он проведет курс развивающих процедур. С первых месяцев рождения с малышом нужно делать гимнастику: выполнять простые упражнения на укрепление мышц и суставов.

Отличным вариантом для развития ползания выступает упражнение «лягушка»: малыш ложится на животик, ножки поочередно сгибаются в коленках и разводятся в стороны. Для стимулирования движения вперед ножки упираются в мамину руку, ребенок отталкивается и проползает несколько сантиметров.

Упражнения на валике

Еще одно упражнение – хождение на руках. Применяется только в том случае, если ребенок крепко опирается на руки. Ножки одной рукой приподнимаются вверх, другая придерживает малыша в области животика. Легкие подталкивания ребенка вперед поощряют поочередное передвижение рук.

Хорошо зарекомендовали себя занятия с валиком и фитболом.

Важно! Заниматься с малышом, выполнять упражнения, делать массажи можно, только убедившись в его хорошем самочувствии.

Упражнения на фитболе

Некоторые советы от доктора Комаровского:

  • Лучший пример для ребенка – другие детки. Игра со сверстниками, умеющими ползать, – отличный способ поощрить такой порыв.
  • Дети не хотят делиться игрушками. При появлении на своей территории другого ребенка малыш захочет первым добраться до любимой игрушки, что отлично стимулирует передвижение.
  • Нужно создать крохе комфортные условия: выбрать свободную одежду, которая не сковывает движения.

Главное, что следует помнить, – не важно, во сколько ребенок начинает ползать. Важно само стремление изучить эту функцию. Задача родителей – развить это навык.

Чего не следует делать

Часто родители, пытаясь одарить малыша любовью и вниманием, во всем помочь, делают ему плохую услугу – лишают самостоятельности. Ребенок должен учиться на своих ошибках, пытаться сделать что-то сам. Если ему все подавать, исполнять желания, у малыша может пропасть желание развиваться, добиваться поставленных целей. Задача родителей – не сделать все за ребенка, а научить, наблюдать со стороны и в случае необходимости подсказывать.

Первое правило в процессе постижения навыков ползания – активное обучение допустимо только при абсолютном отсутствии порывов к передвижению. Если малыш пытается ползать любым способом (боком, отталкиваясь только одной ногой, прижимая голову к полу), не стоит вмешиваться в процесс. Постепенно ребенок научится контролировать свое тело и движения, сможет самостоятельно выбирать направление. Сколько на это ему потребуется времени, зависит от индивидуальных особенностей.

Часто, осваивая правильный способ ползания на четвереньках, ребенок подолгу замирает в одном положении. Не нужно торопить или подталкивать кроху – таким способом он учится чувствовать равновесие, координировать движение.

Ползание – только первый этап к самостоятельному исследованию окружающего мира. Сначала район перемещения можно ограничить полом в одной комнате – здесь легко обеспечить безопасность малышу, убрав мелкие, острые предметы, длинные шторы, закрыв доступ к розеткам и шкафам. По мере взросления ребенок будет интересоваться и изучать все доступные предметы. Постоянными запретами спасти ситуацию не получится – малыш еще не понимает смысла слова «нельзя». Для избегания истерик стоит научиться спокойно переключить внимание крохи в другом направлении.

Функция ползания важна для укрепления мышц и опорно-двигательного аппарата, помогает координировать движения, держать равновесие, чувствовать ритмичность. Этот навык естественный, малыш постепенно его осваивает в возрасте 5-8 месяцев. Если по каким-то причинам порыв к ползанию отсутствует, рекомендуется поощрять его появление специальными упражнениями и играми.

Видео

Источники:

http://moe1.ru/zdorovyy-malysh/uhod-za-rebyonkom/kogda-rebyonok-nachinaet-polzat
http://www.stranamam.ru/article/5169415/
http://kpoxa.info/uxod-razvitie/kogda-rebenok-nachinaet-polzat.html

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии