Новогодние традиции или Новый год по–русски. История празднования нового года в россии

0

Новогодние традиции или Новый год по–русски. История празднования нового года в россии

История Нового года в России. Новый год в России: история и традиции праздника

История возникновения праздника Нового года довольно интересная. Современное торжество по праву считается одним из наиболее любимых, всенародных. К тому же традиционные застолья и обязательные выходные, дающие возможность не только погулять, но и отдохнуть, способствуют популярности праздника. Еще задолго до приближения 1 января разноцветные гирлянды и украшения превращают привычное окружение в сказку, которая неизменно приносит радость и детям, и взрослым. Вот только что мы знаем о его происхождении, какова история Нового года в России? Этому вопросу и посвящена данная статья.

Как все начиналось

Какова же история происхождения праздника? Новый год своими корнями уходит еще во времена Священной Римской империи. В частности, римляне приурочили начало Нового года к марту и успешно отмечали его вплоть до 45 года до Рождества Христова. Было принято приносить жертвы Янусу, а также дарить друг другу различные подарки. Причем отдельное внимание уделялось презентам сильным мира сего – чиновникам и патрициям.

С первым весенним месяцем начинался отсчет нового времени и у иудеев, что прослеживается в Старом Завете (законы Моисея). Их праздник мало чем отличался от римского, видимо, по той причине, что евреи были завоеваны римлянами, долгое время находились под их властью и понемногу перенимали обычаи.

Новый год на Руси

На Руси – своя интересная история праздника. Новый год здесь отмечали согласно народным традициям. Жизненный цикл славян до принятия христианства был напрямую связан с природой и сменой времен года. Не удивительно, что история происхождения Нового года связана была с весенним равноденствием. Когда еще начинать отсчет дней, как не с приходом весны и пробуждением всего живого после зимнего сна.

В конце Х столетия вместе с христианством Киевская Русь приняла и новое летоисчисление – по юлианскому календарю. Отныне год стал делиться на 12 месяцев, которые получили свои имена соответственно погодным условиям. И еще 4 столетия новый год начинался с 1 марта.

С весны на осень

История Нового года в России имела еще один важный этап. К концу XIV столетия окончательно назрело решение отказаться от константинопольского календаря и перейти на византийский, созданный одновременно с крещением Киевской Руси. В 1492 году указом великого князя Иоанна Васильевича III было велено начинать праздновать сей важный день с 1 сентября. Также в это время собирался оброк, а царь принимал жалобщиков, причем как знатных, так и крестьян. В Кремле проводились торжественные мероприятия, а правитель в обязательном порядке прикладывался к иконам и Евангелию.

Впрочем, стоит отметить, что простой народ к нововведению относился равнодушно, а Новый год продолжали приурочивать к весеннему равноденствию. Таким образом, христианство причудливо переплеталось с языческими обрядами и действами, создавая особую картину праздников.

Гений Петра I

История современного Нового года в России началась с приходом Петра I. Без сомнения, первый император был выдающейся личностью и реформатором, в значительной мере преобразившим страну. Поэтому не удивительно, что европейские обычаи оказали влияние и на празднование Нового года. Поскольку в Англии, Франции, Германии год стартовал с 1 января, то новое столетие в России началось с того же дня. Ранее, в 1699 году, был обнародован указ о смещении даты празднования. А уже в ночь на 1 января 1700 года империя начала жить по-новому. Кстати, русский Новый год все равно с европейским не совпадал. Европа жила уже по григорианскому летоисчислению.

Однако раз император велел отныне справлять Новый год в январе, значит, так тому и быть. Ослушаться своенравного правителя было себе дороже, так что приходилось отмечать, запускать фейерверки и ставить украшенные на западный манер елки. Кстати, интересно, что лесных красавиц наряжали не в игрушки, а в сласти, орехи, яблоки. После смерти Петра елки ставить и вовсе перестали, оставив их лишь в трактирах. А символом праздника продолжали оставаться сосновые и березовые ветки.

Несколько лет Новый год принято было отмечать в старой первопрестольной столице, Москве. Однако в 1704 году официальная часть праздника переместилась в Санкт-Петербург, город императора.

Впрочем, история российского Нового года мало волновала крестьян, которые долгое время продолжали отмечать праздник в сентябре, в день святого Симеона Летопроводца. Зато имел место обрядовый ужин с традиционным зажаренным поросенком.

«В лесу родилась елочка…»

Когда же появилась на празднике елка? Новый год без нее мы сегодня себе даже не представляем. Появилась она сравнительно недавно – каких-то пару столетий назад. Как уже упоминалось выше, после смерти первого императора традиция ставить пушистую красавицу не прижилась, да и сам праздник во многом был популяризирован исключительно усилиями монархов. В частности, Екатерина Великая ввела бал-маскарад, ставший своеобразным залогом успешного отмечания.

Когда снова начали наряжать на праздник елку, достоверно не известно. По одной из версий этот обычай ввела прусская принцесса Шарлотта, супруга императора Николая I, принявшая православие под именем Александры Федоровны. С ее легкой руки в 1818 году елку устроили в московском дворце, а через год и в Петербурге.

Согласно второй версии первыми елку начали ставить в 40-х годах того же столетия обрусевшие немцы. Их тогда в Петербурге проживало достаточно много. Вскоре елки появились и в домах именитых и обеспеченных горожан.

В то время пушистых красавиц ставили в канун Рождества и украшали по немецкому образцу – с обязательной Вифлеемской звездой на верхушке. Кроме того, в роли украшений выступали яблоки, орехи, ленты, конфеты, свечи. Игрушки с рождественской символикой и стеклянные шары появились уже позже. Кроме того, в богатых семьях украсить дерево могли и драгоценностями, драпировать роскошной тканью. Ну а какой праздник без подарков? Дети получали сладости, подростки – книги и одежду, девушки – цветы, альбомы, шали.

В тех же 40-х годах елка, Новый год олицетворяющая, появилась в повсеместной продаже, став доступной не только избранному кругу власть имущих, но и небогатым чиновникам, которые также хотели радовать своих домочадцев. Благо постепенно удлинялось и время, отведенное на отмечание: от одного дня до нескольких, а то и до самого Крещения. Гулять так гулять! С длинными рождественскими и новогодними каникулами и сейчас ассоциируется приход января.

Первая публичная елка

Это в наше время уже стало традицией устраивать различные новогодние утренники и украшать живыми либо искусственными деревьями площади населенных пунктов, частные и муниципальные здания. Полтора столетия назад все обстояло иначе. Первая публичная елка появилась лишь в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала (Санкт-Петербург). Уже позднее русский Новый год обогатился благотворительными елками для бедных, причем активное участие в их организации принимали дамы из богатых и знатных семей. Кстати, праздники для детей петербургских рабочих устраивали и братья Альфред и Людвиг Нобели, у которых в империи были свои интересы.

Новогодние открытки

В 1897 году в издательстве «Община святой Евгении» (Санкт-Петербург) были выпущены первые иллюстрированные открытки, приуроченные к новогодним праздникам. К их созданию приложили руку такие известнейшие художники, как Васнецов, Репин, Бенуа, Билибин, Маковский. Причем рождественские открытки от новогодних отличались по своему сюжету. Темой первых стали сцены из Библии, связанные, соответственно, с рождением Иисуса. Вторые были исключительно светскими, с изображениями карнавалов, часов, влюбленных пар, танцев и т. д.

Самая популярная новогодняя песенка «В лесу родилась елочка» также появилась на свет еще в царской России – с легкой руки Раисы Кудашевой. Стихотворение было опубликовано в журнале «Малютка» в 1903 году, а музыку к нему написал композитор Леонид Бекман.

Читать еще:  Цикорий чем полезен чем вреден

Когда появился Дед Мороз?

На Новый год этот сказочный персонаж, представляющий собой доброго старика с окладистой бородой и неизменным мешком подарков, впервые пришел в 1910 году. Однако окончательно он прижился лишь в Стране Советов. Это и не удивительно, если учесть, что прототипом доброго дедушки был вовсе не добрый дух холода Студенец (он же Трескун, Мороз). Суровый старец из мифологии восточных славян именно волшебным посохом наказывал непослушных детей. Причем было принято ублажать этот дух различными дарами или жертвами, прося не губить урожай.

А вот Снегурочка – персонаж исключительно литературный, возникший в одноименной пьесе Александра Островского в 1873 году. Вылепленная из снега девочка была дочерью Весны и Мороза.

Дед Мороз на Новый год «приезжает» из Великого Устюга, где якобы расположены его владения. Родиной же внучки Снегурочки считается село Щелково в Костромской области, где находится дом-музей А. Островского.

Праздник на рубеже веков

История Нового года в России на изломе XIX и ХХ столетий примечательна не шумными празднованиями, а умелыми ходами предприимчивых коммерсантов. Так, именно в 1900 году вышел из печати журнал «Новый век», появилось французское шампанское «Конец века», а также серия парфюмерных средств от московской фабрики имени Остроумова.

Шумно отмечали новогодние праздники в 1901 году. В московском Манеже играли сразу три оркестра, показывали пьесу «Мировое обозрение» и диорамы, изображающие наиболее важные события XIX века. Кроме того, во всех городских церквях велись праздничные молебны.

Таким образом, история возникновения праздника Нового года в Российской империи прошла через несколько этапов становления. Завершающим аккордом стал 1914 год, когда на волне антигерманских настроений, вызванных Первой мировой войной, Синод запретил устанавливать елку, назвав эту затею вражеской и чуждой народу русскому, православному.

Новый год и СССР

Практически до конца Первой мировой войны огромная империя продолжала жить по юлианскому календарю, упрямо игнорируя принятый всей Европой еще в 1582 году григорианский. Поэтому вопрос о переходе остро встал уже после Октябрьской революции 1917 года и вскоре был решен. С 1919 года для страны начался новый отсчет времени.

В частности, Новый год, дата которого приходилась по старому стилю на Рождественский пост, наконец начал устраивать церковь. Ранее она была крайне недовольна шумными праздниками во время положенного воздержания. А с переходом добавился и дополнительный праздник, которому так часто удивляются иностранцы – старый Новый год. Дата празднования последнего – ночь с 13 на 14 января.

Кстати, что касается иностранцев, то они действительно очень удивляются этому «непонятному» празднику. Он им кажется загадочным и таинственным, как, впрочем, и русская душа. Хотя на популярных курортах все уже привыкли к тому, что мы празднуем Новый год 2 раза. В Турции, например, администраторы отелей пытаются на этом «сделать бизнес», устраивая вечеринки. Удивляются только другие посетители курортов, в частности европейцы.

Примечательно, что после Февральской революции Временному правительству было не до новогодних празднований, а вот уже Совет народных комиссаров признал праздник контрреволюционным. Правда, сразу ему придумали замену в виде «Красной вьюги», которая символизировала собой начало революции.

Впрочем, вскоре отменили и его. После смерти Ленина Иосиф Виссарионович Сталин вначале просто запретил ставить елки, посчитав их проявлением антисоветских настроений, а затем и вовсе оставил для большой страны лишь два праздника – 1 мая и 7 ноября. Кстати, сам вождь народ с Новым годом никогда не поздравлял, эта традиция появилась значительно позже.

Елка была реабилитирована в середине 30-х годов Постышевым. Уже в 1936-м в Колонном зале Дома Союзов установили праздничное дерево, а спустя два года даже специальный формуляр выпустили, в котором рассказывалось, как надлежит правильно украшать ель. В частности, Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную и обязательно красную. А традиционные игрушки щедро разбавили символами новой эпохи – фигурками пионеров, серпа и молота, даже членов Политбюро. В 1937 году появились и первые новогодние открытки, все с той же пятиконечной красной звездой.

После окончания Второй мировой войны, с 1947-го года, первое января наконец стало выходным днем, а население огромной страны пристрастилось к «Советскому шампанскому», появившемуся еще в 1928 году. Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева праздник стал отмечаться более масштабно, зажглась и главная елка СССР – Кремлевская. В 1962 году на экраны впервые вышел «Голубой огонек».

Традицию выступать с новогодним обращением с телеэкранов ввел Леонид Брежнев в 1976 году, затем ее успешно перенял и Михаил Горбачев. Интересная история про Новый год связана с поздравлением от 31 декабря 1991 года. В первый (и пока единственный) раз с приветствием и напутственным словом выступил не глава государства, а Михаил Задорнов, известнейший писатель и сатирик. К тому же в отведенное время он не уложился, так что курантам пришлось подождать. Сатирик до сих пор часто вспоминает это событие и рассказывает о нем на своих концертах.

Что сейчас

Затем почетная миссия перешла к новому президенту – Борису Ельцину. А в 1999-м году он сделал россиянам неожиданный “подарок”, в прямом эфире сообщив, что передает бразды правления В. Путину. С тех пор и до наших дней россиян поздравляет Владимир Владимирович, которого только один раз на 4 года сменил в президентском кресле Медведев.

Как видим, история происхождения Нового года за столетия своего существования преодолела множество этапов и перемен. Смещались даты отмечания и традиции, появлялись новые символы и персонажи, а старые уходили в безвестность. Такова история праздника. Новый год в нашей стране остается торжественным событием. И 31 декабря мы продолжаем ждать маленького чуда.

Традиции менялись, праздник отмечался в разные дни, но всегда оставался важным событием. Такова история Нового года в России. Сегодня каждый ребенок надеется, что добрый Дедушка Мороз положит для него под елку подарок. И бежит рано утром проверять, искренне радуясь тому, что обнаружил. Ну а взрослые понимают, что только они сами могут сделать близким приятное, подарив что-нибудь на праздник. Однако в глубине души и у них горит огонек надежды, что однажды в канун торжества случится что-то чудесное, особенное и долгожданное.

Друзья, давайте чаще радовать своих близких! Пускай маленькие, но приятные душе чудеса не только под Новый год посещают наши дома. Благодаря им наша жизнь станет светлее, теплее и приятнее. И улыбка будет чаще озарять наши лица, по-доброму играть на губах и светиться искорками в глазах. Сделайте прямо сейчас своим близким что-нибудь приятное, уделите им немного своего времени, особенно тем, кого вы видите нечасто. Ведь жизнь коротка, другого удобного случая может и не представиться.

Новогодние традиции или Новый год по–русски

Встречу Нового года, без всяких сомнений, можно назвать самым любимым и популярным нашим праздником. Любимым до того, что отмечаем мы его два раза: первый раз по принятому сегодня григорианскому календарю, а потом уже и по старому, употреблявшемуся до 1918 года, календарю юлианскому. Вот этот-то второй по времени, но не по значению, праздник, мы смело можем считать только своим, по-настоящему русским Новым годом, ведь даже название этого праздника – Старый Новый год не перевести ни на один иностранный язык. Да и стоит ли? Можем же мы себе позволить иметь такой вот свой, особенный, по-домашнему уютный и в то же время по-русски веселый и щедрый праздник встречи Нового года.

Как бы это не казалось странным, но Новогодние праздники прижились в России совсем не сразу. Даже больше того, такой любимый сегодня всеми Новый год постоянно встречал на своем пути в Россию различные препятствия. Государь-реформатор Петр I привез нам этот праздник из Европы, да вот сделать его русским получилось не сразу. Все в этом празднике было для народа странным: и новое летоисчисление от Рождества Христова вместо привычного летоисчисления от Сотворения мира; и встреча нового года, перенесенная с обильной поры начала осени на скупую середину зимы; и даже повеление Государя украшать дома елками, соснами, да можжевеловыми ветками. Ведь на Руси радость и благополучие всегда отождествлялись с березой да дубом, а ель была деревом траурным. И непонятно было крестьянам да простому люду, что же это за праздник такой, когда нужно украшать свой дом похоронными еловыми ветками. Так и вышло, что с кончиной Петра Алексеевича немедленно прекратилось и установленное Им празднование Нового года.

Читать еще:  Чем можно сорвать раннюю беременность дома. Прерывание беременности народными средствами

Вернулись новогодние торжества в царствование Екатерины Великой. Уж кто-кто, а Государыня в праздниках толк знала, да и русскую душу чувствовала и любила. Именно Она впервые установила в Зимнем дворце Новогоднюю елку, да не просто елку, как Петр I, а елку праздничную, нарядную, украшенную сладостями, фруктами и гирляндами. Эдакая красота, конечно же, пришлась русскому человеку по душе, и именно с царствования Екатерины Великой можно начинать отсчет празднования настоящего русского Нового года. В те времена светский Новый год отмечался скорее балами да гуляниями, чем обильными застольями, но начало традициям было положено. Может это и прозвучит несколько неожиданно, но Новогодние угощения тех времен были почти одинаковыми как во дворцах, так и в крестьянских избах. Екатерина Великая очень уважала кислые щи – шипучий квасной напиток, который она величала не иначе, как русским шампанским, а столы были уставлены самыми простыми, типично русскими угощениями: соленьями да квашениями, запеченными поросятами, рыбными блюдами, пирогами – всем тем же, чем угощались под Новый год и в самых простых домах. Разве что оранжерейные экзотические фрукты да диковинные сладости отличали богатые новогодние балы от простых, но не менее веселых новогодних празднеств мещан и крестьян. Интересно, что блюда из птицы, так популярные сегодня, в те времена к русским новогодним столам не подавали – считалось, что удача в наступающем году может улететь. Так устанавливались первые Новогодние традиции.

Настоящую же популярность русским Новогодним праздникам принес XIX век. Сегодня отчего-то считается, что дореволюционная Россия широко праздновала лишь церковные праздники, например, Рождество, а праздники светские, как Новый год, широкого распространения в то время не имели. Иной раз даже слышны призывы и вовсе отказаться от празднования «языческого и чужеродного» Нового года. Возможно, эта путаница происходит от того, что по современному календарю новогодние праздники приходятся на время Филиппова поста. Но право, именно поэтому и имеет такое значение для русского человека Старый Новый год, который охватывает своею радостью и связывает воедино все слои нашего общества, позволяя глубоко религиозным людям смело встречать Новый год вместе со светскими друзьями, соединяя старинные и современные новогодние традиции.

Уже с начала XIX века зимние праздники в России начинались с Рождества Христова и продолжались вплоть до Крещения. И в череде веселых балов и маскарадов, обильных застолий и гуляний непременно находилось место и новогоднему вечеру. В ресторанах и общих собраниях устраивались общественные елки, театры давали новогодние представления, а после спектаклей устраивали новогодние маскарады и танцы. В то же время сложилась и традиция новогодних подарков, пусть и немного более скромных, чем рождественских.

Ну и конечно же, к этому времени уже сложилась традиция новогодних застолий. И в больших городах, и в городках провинциальных, и даже в самых отдаленных деревеньках обильное застолье стало одним из самых важных атрибутов встречи Нового года. И не суть сколь важно было уже, к каким слоям общества относятся празднующие. Будь то дворцовые балы аристократов, шикарные гуляния богатых жителей обеих столиц или же домашние застолья небогатых мещан и крестьян – все старались встретить новый год как можно более пышно и весело, угощаясь и угощая друзей самыми вкусными яствами и желая себе и всем вокруг процветания в будущем году. Независимо от достатка, каждая семья старалась уставить стол как можно большим числом самых разнообразных блюд, и надо отметить, что новогоднее угощение было гораздо разнообразнее и обильнее, чем даже угощение Рождественское. Совсем не напрасно вечер 31 декабря назывался щедрым! Даже в самых простых семьях старались подать к столу как можно больше мясных блюд. Здесь были и запеченные поросята, и холодцы, и студни, и отварные свиные головы, и фаршированные бараньи бока и желудки. В крестьянских семьях непременно готовили богатую кутью, которую заправляли свиным жиром и толченым маком. Из закромов и погребов доставались самые вкусные лакомства, специально припасенные ко встрече нового года: соленые огурцы и квашеная капуста, соленые и сушеные грибы, моченые яблоки и ягоды, ягодная пастила и варенье – все самое вкусное шло на приготовление новогодних яств, всем самым вкусным уставляли новогодний стол. Не оставались забытыми и русские наваристые щи, и самые щедрые каши с мясом. Как и сегодня, в те времена считалось, что чем обильнее новогодняя трапеза, чем больше разнообразных блюд будет выставлено на стол, тем более сытым и изобильным будет наступающий год.

Новый год по-русски непременно включал в себя и особую новогоднюю выпечку. Чаще всего это были различные фигурки животных, нарядные пряничные – в зажиточных домах или же простые, выпеченные из сдобного или самого простого пресного теста – в домах победнее. Такие фигурки пекли, чтобы в новом году скот хорошо размножался. Крестьяне пекли к новогоднему столу и блины, чтобы скот был гладкий да сытый, и разнообразные булочки и калачи для хорошего урожая, и нарядные, украшенные тестяными колосками да цветами караваи, чтобы пшеница и рожь уродились на славу. Да и кроме выпечки обрядовой не забывали и о вкусных пирогах с самой разнообразной начинкой, и о расстегаях, ватрушках, жареных и пряженых пирожках, левашниках (сладких пирожках с левашами – сушеной яблочной или ягодной массой) и коврижках. Пирогов и пирожков к Новому году готовили много, очень много. Так много, чтобы превратить простое кушанье в целый новогодний ритуал. Хозяйка складывала их горкой на столе, хозяин дома прятался за этой горкой, а уж потом звали детей. Дети, войдя в горницу, кричали: – А куда же наш отец делся? – Разве вы меня не видите? – весело отвечал хозяин дома из-за горы выпечки, – Не видим! – радовались дети, – И дай Бог, чтобы и весь год мы тебя также не видели. Говорили это имея ввиду надежду на то, что весь следующий год стол будет также ломиться от яств, как и в новогоднюю ночь. А во время новогоднего гулянья всеми этими пирогами одаривали соседей, друзей и, конечно, всех окрестных детишек.

Конечно же, не забывали в Новогоднюю ночь и о напитках. В крестьянских домах и семьях небогатых мещан непременно готовили сбитни, согревающие холодной зимней ночью, причем для детей сбитни готовили безалкогольные из воды, меда, сушеных ягод да пряностей, ну а взрослым доставались сбитни крепкие – с медовухой, вином, водкой. К новогодним праздникам поспевали и наливки, и настойки. В домах же побогаче уже лилось шампанское, подавались к новогоднему столу самые разнообразные вина, мадеры, портвейны и водки.

Кроме изысканных яств и напитков появлялись самые новые десерты и сладости. Тогда же появился любимый и сегодня многими торт Наполеон, украшавший собой столы богатых горожан. А новомодный десерт, мороженое, стал непременным атрибутом новогоднего стола аристократов.

Читать еще:  Почему волосы седеют? Почему седеют волосы в молодом возрасте и можно ли это остановить

Вообще новогодние столы зажиточных горожан и аристократии отличались от наших современных новогодних меню разве что избыточным обилием и внушительным ассортиментом кушаний. Но большинство из богатых новогодних блюд того времени сегодня доступно и нам. Утки и гуси, запеченные с яблоками, икра, благородная рыба, разнообразные изысканные салаты и закуски того времени, пришедшие к нам из европейской кухни, отлично прижились и в кухне русской, с течением времени перекочевав со столов старой аристократии в наши с вами праздничные новогодние меню, часто претерпев лишь небольшие изменения, связанные с продуктами, достать которые стало слишком уж трудно или затратно. А уж простые, но такие вкусные и сытные блюда новогоднего стола доступны и сегодня абсолютно каждому. А значит, как и столетия назад, сегодня каждая семья может не просто встретить Старый Новый год, но и встретить его, уважив многие старинные Новогодние традиции, встретить настоящий Новый год по-русски в ночь с 13 на 14 января.

Откуда пришел Дед Мороз: традиции празднования Нового Года на Руси

Конец декабря в сознании современного россиянина прочно ассоциируется с «новогодними праздниками» под которыми большинство подразумевает празднование прихода Нового года, люди верующие вспоминают про Рождество и все сходятся в том, что непременными атрибутами праздника являются ёлка, подарки и, конечно, Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой.

Причем в сознании большинства все это является «чисто русской» и даже «древнерусской» культурой.

Между тем ни один из перечисленных атрибутов не является ни исконно русским, ни, тем более, древним.

Наши предки, славяне-язычники праздновали новый год преимущественно весной – в день весеннего солнцестояния, по нынешнему календарю где-то 22 марта: это вполне естественно для сельскохозяйственного народа, считающего год с новой пахоты. Впрочем, праздновали и зимний солнцеворот – отсюда и обычай колядовать, сохранившийся до наших дней. Правда «дед мороз» тогда был какой-то не такой: звали его Карачун и был он злым духом, олицетворявшим смерть. Слово Карачун сохранилось во многих славянских языках: когда кто-то внезапно умирает, говорят “карачун (к н)ему пришел”, так же называется рождественский хлеб в западной Украине, да и сами Коляды тесно связаны с Карачуном.

С крещением Руси многое изменилось и в праздновании Нового Года и Рождества.

С 1492 года, по велению царя Ивана III праздновать Новый Год стали в сентябре – во время сбора урожая. Это было очень удобно – идеальное время для подведения итогов года и взимания податей. Кстати, европейский финансовый год заканчивается сегодня точно также – в сентябре, именно в сентябре все бухгалтеры западных компаний закрываются у себя в кабинетах и страдают головной болью, корпя над цифрами в годовых отчетах. В этот же период, кстати, празднуется Рош ха-Шана – еврейский Новый Год.

Новый Год в его современном понимании ввел человек «поставивший на дыбы» Россию в общем и целом – царь Петр I. И первый новый год с 1 января был годом 1700. Праздновали с размахом – с фейерверками, гуляниями, питием и украшательством домов еловыми ветками и прочей мишурой. В этом плане в общем, сильно ничего не изменилось. А вот украшенной елочки, и, тем более, Деда Мороза со снегурочкой в те времена на Руси и в помине не было.

Но елочка была на западе. Традиция украшать деревья повелась еще с празднования языческого Йоля. Христианская традиция приписывает первую именно Рождественскую ель святому Бонифацию, который срубив священный дуб, указал изумленным язычникам на маленькую вечнозеленую елочку, росшую под ним.

Устанавливать елочку в домах и украшать её начали тоже в Германии в 16 веке. По некоторым данным произошло это в немецкой Риге в 1510 году, по другим несколько позже – и первым установил у себя дома основатель Реформации Мартин Лютер.

Так или иначе, от русских традиций это очень далеко.

Однако, как вы возможно знаете, с 1762 года Россией правила династия, имевшая очень мало русской крови и, в общем-то, едва ли имевшая право называться династией Романовых. Гольштейн-Готторпская династия принесла в Россию многие немецкие традиции. Значительные привилегии, льготы по отбыванию воинской повинности, земельные наделы привлекли в Россию множество немецких колонистов – начиная со времен княгини Ангальт-Цербстской, известной как русская императрица Екатерина Великая. Кто-то из потомков этих колонистов и принес традицию рождественских елок на Русь в конце XVIII – начале XIX веков.

А деда Мороза все еще не было. Впрочем, в славянских традициях была, конечно, персонификация Мороза, и это был не только злой Карачун, но и добрый Трескунец, Морозко.Впервые образ появляется в 1840 году, после публикации сборника Одоевского «Сказки дедушки Иринея» – как Мороз Иванович. Впрочем, к Новому Году и Рождеству он пока никакого отношения не имеет.

В 1860-70-х годах подарки русским детям (богатеньким, конечно) дарит все еще святой Николай или даже Рупрехт. И только к началу двадцатого века работу по разносу подарков взваливают на ни в чем не повинного Морозко, которого уже иногда именуют и Дед Мороз.

После революции, решением реввоенсовета, Дед Мороз был отправлен на историческую родину – крайний север….шучу, впрочем. Просто, празднование Рождества объявили наследием царского режима вместе с ярким его представителем – сказочным Дедом.

Однако, в середине 30-х годов с подачи члена ЦК КПСС Постышева началось переосмысление рождественских традиций и реабилитация Деда Мороза. Вернувшись из мест не столь отдаленных, Дедушка занял прочное место в сознании всех детей Советского Союза. Работы у него стало так много, что потребовались ему и помощники – внучка Снегурочка и мальчик Новый Год, не говоря уж о зайчиках, медвежатах и прочих.

Так что нынешний. Привычный нам Дед Мороз – это в общем-то персонаж советский. Отождествлять его с какими-то русскими традициями довольно наивно. И уж тем более – с православием. Это сейчас церковь относится к ДМ нейтрально, а до революции она вполне обоснованно протестовала против замены св. Николая неким неоязыческим символом Мороза.

Еще одно замечание к празднованию «новогодних праздников». Как я уже писал раньше – везде, кроме бывшего СССР, празднуется в основном Рождество. Русская Православная Церковь отказалась перейти на празднование Рождества по Григорианскому календарю, тогда как гражданский Новый год празднуется именно по нему. О причинах я попробую рассказать в одном из следующих постов. Кстати, говорить «православное» рождество в этом контексте неправильно. Большинство православных церквей в мире, в том числе считающийся формально главенствующим в православии Константинопольский патриархат, празднуют рождество по Григорианскому календарю, то есть 25 декабря “нового стиля”. На Юлианском календаре остались лишь Иерусалимская, Грузинская, Русская, Сербская и Польская церкви. Но фокус в том, что Рождественский пост – обязательный и, наряду с Великим, один из самых серьезных постов в православии – никто не отменял. Поэтому люди, празднующие Новый год по-советски – с застольем, шампанским и языческим Дедом, а на Рождество идущие в церковь – выглядят, с точки зрения оной церкви, мягко говоря странно…

Что же до автора этих строк, то его вполне устраивает Рождество 25 декабря и веселое празднование Нового Года с замечательным персонажем Дедом Морозом. В конце концов, сказочный дед, как и я – уроженцы Советского Союза, а значит всегда найдем общий язык.

Хотите знать больше о разнице в календарях, традициях Рождества и всяких прочих Интересностях, участвовать в путешествиях и приключениях – ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал.

Источники:

http://www.syl.ru/article/168746/new_istoriya-novogo-goda-v-rossii-novyiy-god-v-rossii-istoriya-i-traditsii-prazdnika
http://kedem.ru/history/novogodnie-tradicii-ili-novyy-god-po-russki/
http://zen.yandex.ru/media/id/5ca077e6b59e2e00b3fcbdb0/5dff03f92beb4900b2c0897c

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии