Мозаика из яичной скорлупы. Мозаика кракле (яичная скорлупа) Кракелюр из яичной скорлупы на бутылке
Мозаика из яичной скорлупы. Мозаика кракле (яичная скорлупа) Кракелюр из яичной скорлупы на бутылке
Техника кракле: мозаика из яичной скорлупы
В современном искусстве, от архитектуры до живописи, очень моден эффект кракле – искусственного состаривания поверхности. Как правило, такой эффект получается при использовании специальных кракелюрных лаков, которые наносят последним слоем, либо особых аэрозольных красок.
Однако создать интересный эффект кракле можно и при помощи обычной яичной скорлупы. Причем в отличие от лаков и красок, выпуклая поверхность яичных кусочков позволяет создавать объемные мозаики, имитирующие, например, змеиную или крокодиловую кожу, и получить предметы эксклюзивного дизайна.
Для выполнения техники кракле можно использовать практически любую яичную скорлупу: как белого, так и бежевого цвета, как от вареных яиц, так и от сырых. Яичная скорлупа легко окрашивается, что еще более расширяет спектр ее использования для создания оригинальных мозаик. Снятую с яйца скорлупу на предварительном этапе необходимо очистить от следов органики, для чего скорлупу тщательно промывают в содовом растворе, а затем просушивают.
Для получения дополнительного декоративного эффекта оклеиваемую поверхность перед декорированием скорлупой покрывают непрозрачной акриловой краской темных оттенков. Скорлупа относится к легким материалам, поэтому для ее приклеивания можно использовать обычный клей ПВА, который наносят тонким слоем на подготовленную поверхность оклеиваемого предмета.
Затем на промазанную поверхность прикладывают яичную скорлупу выпуклой стороной наружу, после чего ее накрывают тонкой салфеткой и осторожно, но крепко прижимают к промазанной клеем поверхности. При надавливании скорлупа покрывается сеточкой трещин, сквозь которые проступает покрытая краской темная поверхность декорируемого предмета.
До застывания клея приклеенные кусочки скорлупы можно немного подвигать, увеличивая или уменьшая промежуток между образовавшимися кусочками мозаики. Готовую скорлупную мозаику сверху покрывают гуашью, которая практически не впитывается в сам декоративный материал, зато стекает в трещины между мозаикой и скрывает границы между отдельными кусочками декоративной поверхности.
Для закрепления эффекта кракле и придания готовому изделию прочности, сверху мозаику покрывают прозрачным или тонированным лаком выбранного оттенка, например паркетным или битумным.
Кракелюр из яичной скорлупы
Сегодня в декупажном искусстве существует множество способов добиться эффекта состаривания. Традиционно для этого используют кракелюрные лаки, которые создают на поверхности предмета трещинки. В тоже время можно воспользоваться обыкновенными подручными средствами, которые позволят получить не менее эффектный вид. Применение яичной скорлупы – это простой и доступный метод, позволяющий получить уникальную кракелюрную поверхность. Яичная скорлупа – отличный материал для рукодельных работ, она достаточно крепкая, не склонна к появлению царапин, ее с легкость можно отшлифовать.
Для того чтобы создать яичный кракелюр, следует сначала заготовить необходимое количество яичной скорлупы. Скорлупу тщательно промыть водой и замочить в 5 % водном растворе пищевой соды, эта процедура обезжирить скорлупу и сделает более пригодной для последующих работ. Пока скорлупа мокрая, нужно очистить середину от плёнки. После этого нужно оставить скорлупу на необходимое время, чтобы она хорошенько просохла.
Яичная скорлупа достаточно трудно поддается процессу разделения или разрезания на необходимые по размеру и форме частицы. Чтобы немного уменьшить ее хрупкость и избежать крошения, ее следует покрыть тонким слоем клея с обеих сторон. Подготовленные кусочки скорлупы наклеиваются на нужную поверхность с помощью клея ПВА, чем меньше будут частицы скорлупы, том более мелким получится кракелюр. Для появления трещинок, выпуклые кусочки скорлупы, наклеенные на поверхность, надо слегка прижать пальцем.
После того, как яичная скорлупа высохнет, на нее можно наклеить декупажную салфетку. Предварительно рекомендуется нанести слой акриловой краски, используя при этом поролоновую губку. Поверх декупажной салфетки кисточкой наносится слой лака, после высыхания – еще один. Таким образом, уникальная мозаика из яичной скорлупы готова.
Пример использования яичной скорлупы для создания кракелюра можно почитать в статье «Упаковка для подарка».
И ещё пример использования яичного кракелюра.
Кракле – мозаика из яичной скорлупы
Мозаика из яичной скорлупы. Кракле
В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.
Мозаика из яичной скорлупы. Кракле
Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.
В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.
Выразительность мозаике “кракле” придают так называемые кракелюры – трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.
При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.
Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде.
Скорлупа настолько непрочна, что стала своеобразным символом хрупкости. При выполнении мозаичного набора хрупкость яичной скорлупы доставляет много хлопот, вынуждает мастера принимать специальные меры и быть предельно осторожным.
Но если скорлупу покрыть с двух сторон тонким слоем какого-либо эластичного клея, то ее можно резать ножницами. Правда, края разрезаемой скорлупы будут слегка крошиться. Если же на скорлупу наклеить тонкую бумагу, можно избежать и этой неприятности. Внутреннюю поверхность скорлупы смазывают тонким слоем клея, например ПВА (рис. 1, а). Затем раскладывают смазанные клеем скорлупки на тонком листе бумаги (желательно цветной) и прижимают сверху ровной дощечкой (рис. 1, б). Примерно через минуту откладывают дощечку в сторону и каждую скорлупку с усилием проглаживают деревянной гладилкой (рис. 1, в). Гладилка представляет собой стержень из твердого дерева, косой срез которого отполирован до блеска. Отдельные куски скорлупы расколются при этом на более мелкие части, которые будут плотно прилегать к бумаге. После этого сверху снова накладывают дощечку и придавливают ее тяжелым грузом (рис. 1, г). Через две-три минуты, когда клей схватится, бумагу вместе с наклеенной на нее скорлупой смазывают тонким слоем мучного или крахмального клейстера. На смазанную клейстером поверхность скорлупы папиросную бумагу и тщательно разглаживают ладонями (рис. 1, д). Сверху накладывают груз и дают клею высохнуть в течение нескольких часов (рис. 1, е).
Расклеив таким способом всю заготовленную скорлупу, листы складывают в папку. В таком виде их можно хранить очень долго.
На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое (рис. 1, ж). Нарисовав на скорлупе найденные, например, контуры рыбы, обрезают скорлупу ножницами вокруг силуэта, не стараясь проработать мелкие детали. Ножницами скорлупу легко резать по прямым и кривым линиям только с внешней стороны (рис. 1, з). Всевозможные выемки, вогнутые вырезы и отверстия выполняют скальпелем или резаком, а также сверлами после наклеивания скорлупы на основу-подложку.
Выполнение мозаики удалением скорлупы
Все работы выполняются на отдельных дощечках, играющих роль основы мозаичного набора – подложки. Подготовленную скорлупу разрезают на многоугольники с прямыми сторонами (рис. 2, а). При этом стараются, чтобы они по возможности имели прямые углы. Это упростит подгонку их наклейке на основу. Одну из сторон дощечки оклеивают скорлупой сплошь, тщательно подгоняя друг к другу вырезанные многоугольники. Каждый многоугольник как можно плотнее прижимают к основе гладилкой. Затем на приклеенной к дощечке скорлупе рисуют простым карандашом контуры задуманного изображения (рис. 2, б). На рисунке показана последовательность выполнения мозаичного набора с изображением слона. На участках, где должен быть фон, лишняя скорлупа удаляется различными режущими инструментами. Для сверления глухих отверстий применяют буравчики или небольшую дрель. Резьбу, а также скалывание скорлупы выполняют скальпелем или ножом-косяком. Гравировку наносят штихелями. Работу начинают со сверления (рис. 2, в1), затем выполняют гравировку по карандашным линиям (рис. 2, в2), после чего приступают к скалыванию скорлупы в участках, отведенных под фон. Закончив механическую обработку, удаляют с поверхности скорлупы наклеенную на нее папиросную бумагу. Предварительно бумагу осторожно смачивают водой с помощью кисти (рис. 2, г1). Через некоторое время размокшая бумага легко отделяется от скорлупы (рис. 2, г2). В местах стыковки иногда остаются небольшие швы, в которые вклеивают мелкую скорлупу.
На следующем этапе работы над мозаичным набором приступают к выявлению кракелюр. При этом фон окрашивается в какой-либо цвет, например в черный, темно-коричневый, темно-синий (рис. 2, г3). Для этих целей удобно использовать тушь. В состав туши входят спиртовой раствор шеллака, красители, глицерин, желчь и антисептики.
Благодаря присутствию желчи – поверхностно-активного вещества – тушь легко проникает в мельчайшие трещины, увлекая за собой все остальные компоненты. Заполнив трещины между отдельными скорлупками, тушь не только окрашивает их, но и скрепляет между собой. Этому способствует шеллак, который после высыхания не растворяется даже водой.
Убедившись, что мозаичный набор окрашен равномерно, слегка влажной тряпкой или тампоном снимают лишнюю тушь с поверхности скорлупы (рис. 2, д1). Дождавшись, когда оставшаяся тушь высохнет окончательно, приступают к шлифовке мозаики мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке (рис. 2, д). Шлифуют поверхность скорлупы очень осторожно – ведь яичная скорлупа настолько тонка, что в отдельных местах ее можно легко снять полностью. Закончив шлифовку, наждачную бумагу заменяют обычной писчей. Она тоже обладает абразивными свойствами благодаря наличию в ней коалина и мела. Отполированная поверхность яичной скорлупы приобретает мягкий блеск и отдаленно напоминает старую слоновую кость или мрамор. Темный матовый фон подчеркивает и усиливает выразительность мозаичного набора (рис. 2,е).
Мозаичный набор с мастичным фоном
Если фон занимает в мозаичном наборе значительное место, как, например, в композиции с изображением сов, то нет смысла целиком оклеивать скорлупой поверхность украшаемого предмета (рис. 3,а). Ведь примерно половину наклеенной скорлупы придется потом удалять. В этом случае лучше оклеивать скорлупой только те участки, где будут непосредственно находиться мозаичные изображения.
Работу над мозаичным набором начинают с того, что подготовленный рисунок переводят на деревянную основу. Затем вырезают ножницами обобщенные силуэты из скорлупы и наклеивают их на основу. После высыхания клея лишнюю скорлупу (на нашем рисунке она заштрихована) удаляют скальпелем или резаком (рис. 3, б). Обычно следы резака портят поверхность фона, и на больших участках это очень заметно. Однако изъяны можно убрать, заполнив фон слоем специальной мастики вровень с наклеенной скорлупой (рис. 3, в). В качестве мастики используют чаще всего эпоксидный клей с наполнителем из графита, каменной пыли, кирпичного порошка. Окрашивать мастику можно любыми сухими пигментами, а также масляными красками.
Мастику осторожно наносят на участки фона деревянной лопаткой или скульптурной стекой. Как только мастика окончательно затвердеет, мозаичный набор осторожно выравнивают напильником. Затем мозаику смачивают чистой водой. Папиросная бумага, наклеенная клейстером на скорлупу, намокает и легко отделяется от нее. Остается только с помощью кисти и туши выявить на поверхности скорлупы кракелюры. Если мастика окрашена, например, в темно-синий цвет, то и для проявления кракелюр применяют синюю тушь (рис. 3, г).
В заключении набор шлифуют и полируют. Вся поверхность мозаики, включая фон, обретает ровный мягкий блеск.
Мозаика с многоцветным фоном
Фон может не только подчеркивать красоту и выразительность материала, применяемого в мозаике, но и активно участвовать в цветовом решении композиции. При этом детали из скорлупы будут служить как бы перегородками, отделяющими один участок фона от другого (рис. 4, а).
Мастику трех цветов – коричневого, черного и красного – приготавливают в разных баночках. Вначале заполняют участки фона коричневой (рис. 4, б), а затем темно-красной мастикой (рис. 4, в). Для получения крапчатого фона черную мастику смешивают с размельченной в ступке скорлупой (рис. 4, г). Чтобы мастика не растекалась, по краям дощечки с мозаичным набором приклеивают бортики из тонкого картона. После затвердевания мастики бортики удаляют, мозаичный набор тщательно выравнивают напильником и снимают остатки папиросной бумаги. Скорлупу покрывают черной тушью. Как только она проникнет достаточно глубоко в трещины скорлупы, ее излишки удаляют слегка увлажненной тряпкой. Через несколько минут тушь высохнет, и набор отшлифовывают мелкозернистой наждачной бумагой, укрепленной на деревянной колодке, а затем полируют. Черный крапчатый фон мозаики будет казаться выполненным из множества отдельных скорлупок.
Если удалось заготовить скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки, то по возможности используют и эту скромную палитру, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры (рис. 5). Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.
Применение скорлупы того или иного оттенка будет зависеть от характера изображения и задачи, стоящей перед художником.
Мозаика на токарных изделиях
Выполненные на токарном станке изделия из дерева можно с успехом декорировать мозаикой из яичной скорлупы (рис. 6). При вытачивании на заготовках заранее выбирают резцом небольшие углубления не более 0,5 мм. Элементы мозаики наклеиваются на украшаемую поверхность, тщательно притираются к ней гладилкой (рис. 6, а). Затем изделие с наклеенным на него мозаичным набором туго обматывают каким-либо жгутом (ремнем или веревкой), плотно укладывая виток к витку (рис. 6, б). Чтобы выступающий из под скорлупы клей не прилипал к жгуту, изделие заранее обертывают газетной бумагой. После окончательного высыхания клея жгут удаляют, а участки, где не наклеена скорлупа, заполняют эпоксидной мастикой (рис. 6, в). Когда мастика затвердеет, приступают к шлифованию мозаичного набора. Шлифовать можно непосредственно на токарном станке, соблюдая необходимые предосторожности, или же вручную, укрепив наждачную бумагу на деревянной колодке с желобчатым углублением, соответствующим диаметру обрабатываемого изделия (рис. 6, г). После выявления на скорлупе кракелюр и последующей полировки, деревянные части изделия окрашивают в темный цвет морилкой. В завершение все изделие натирается восковой мастикой или же покрывается лаком и отполировывается.
источник
Источники:
http://vse-dlya-zhenschin.ru/140-tehnika-krakle-mozaika-iz-yaichnoy-skorlupy.html
http://henddecor.ru/2011/09/04/krakelyur-iz-yaichnoj-skorlupy/
http://svoimi.rukami.klubokidei.com/38248586095364650/krakle-mozaika-iz-yaichnoj-skorlupy/