Методические рекомендации по конструированию в детском саду. Конструирование в детском саду по фгос
Методические рекомендации по конструированию в детском саду. Конструирование в детском саду по фгос
Рекомендации педагогам по организации конструирования
Александра Губарева
Рекомендации педагогам по организации конструирования
Существует ряд принципов и закономерностей формирования конструктивной деятельности, учет и реализация которых существенно повысят эффективность обучения детей конструированию.
1. Формирование у детей обобщенных знаний, умений, способностей как общих средств выполнения различных задач происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу от общего к частному.
2. Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по теме, по замыслу и др.) может иметь разную степень представленности и осуществляться в разной последовательности, выстраивание которой зависит от вида конструирования. Так, например, при организации конструирования из строительного материала детям младшего возраста вначале целесообразнее предлагать вариативные образцы каждой осваиваемой темы, далее — задания на их преобразование, а затем уже — тему конструирования. Детям же старшего возраста сразу дают задания на преобразование образца, затем — на конструирование по постепенно усложняющимся условиям и далее — конструирование по замыслу. При организации конструирования из деталей конструкторов, прежде всего, обеспечивается самостоятельное широкое экспериментирование с новым материалом, а затем даются проблемные задачи на достраивание заданной основы (конструирование по условиям, по собственному замыслу, по теме). Образцы в этом виде конструирования не используются. Аналогичные особенности имеет организация и других видов конструирования.
3. Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования позволяет организовывать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности.
4. Включение конструирования в различные жизненные события (праздники, организация театра, поздравления с днями рождения, игра и т. п.) является мощным источником формирования у детей интереса и потребности конструировать не только для своих ровесников, но и для взрослых. При этом конструирование может выступать как интегрирующее начало разных видов детской деятельности, что приводит к обогащению и самого конструирования и других видов деятельности. Все это доставляет удовольствие не только ребенку, но и всем окружающим его людям: детям, педагогам, родителям.
5. Организация целенаправленных наблюдений разных объектов на улице, на участке, в природном окружении — важный момент, определяющий развитие детских замыслов.
6. Создание условий для экспериментирования с разными материалами (бумага, природные и бросовые материалы и др.) до предъявления каких-либо задач позволяет детям использовать открытые ими самими свойства этих материалов в поиске разных вариантов воплощения замысла, делает творчество более продуктивным и значимым. Предоставление детям самых разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности (изготовление поделок для игр, для украшения интерьеров детского сада). Для этих целей в каждой группе детского сада может быть создана мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т. д.). В каждой группе должно быть также и достаточное количество другого конструкторского материала: наборы строительных деталей, конструкторы и т. п.
7. Необходимо также предусмотреть место и время для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупные модульные блоки, пакеты молока и соков, большие картонные коробки, бревна, песок и т. п.). При этом важно сочетать созидательную деятельность детей с формированием культуры использования своих конструкций. Поскольку со временем интерес детей к той или иной конструкции угасает, а она под влиянием природных факторов теряет свою эстетичность, очень важно учить детей восстанавливать ее (подкрасить, заменить отдельные детали, либо разбирать ее, сортируя материал: материал, пришедший в негодность, выносить в мусорные контейнеры, а пригодный к повторному использованию аккуратно убирать в специально отведенное место (беседка, сарайчик и др.). Все это позволяет научить конструированию как творческой деятельности и способствует эмоциональному, эстетическому и эмоциональному развитию детей, формированию умения бережно относиться к природе и другим объектам из окружения и т. п. Все это является крайне важным с точки зрения педагогики воспитания.
Помните, что важен профессионализм педагога как творческой личности: в этом случае педагог не следует подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей и не учит их делать конкретные изделия, а способен принять главную цель обучения — формирование конструирования как универсальной способности к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой деятельности, Вы сможете построить свою практику в сотворчестве с детьми.
Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно-пространственной среды в связи с введение ФГОС Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации развивающей предметно- пространственной среды в связи с введение ФГОС ДО в группах.
Психологические рекомендации педагогам по организации жизни ребёнка в детском саду в период адаптации ДОРОГИЕ ВOСПИТАТЕЛИ! Вот малыш переступает порог группы детского сада. Выйдите ему навстречу, поздоровайтесь, присядьте рядом, чтобы ваши.
Методические рекомендации по конструированию в детском саду. Конструирование в детском саду по фгос
Дата публикации: 10.06.2019
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 44
Населенный пункт: г.Североморск,Мурманская область
КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Лекаревой Ириной Адалатовной,
ЗАТО г. Североморск
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Требования ФГОС ДО к структуре образовательной программы дошкольного образования и к условиям её реализации побуждают педагогов к созданию новой образовательной модели, основу которой составляют развивающие, игровые технологии и методики деятельностного типа. К таким методикам и технологиям относится конструктивно-модельная деятельность, столь актуальная в настоящее время по следующим причинам:
стремительное развитие науки и техники, автоматизация промышленных процессов;
технологичность повседневной жизни: освоение разнообразных гаджетов, электронных игрушек и т.д.;
инновационные процессы развития дошкольного образования как первого уровня основного общего образования;
развитие в конструировании мыслительных функций и способностей(наблюдательность, сообразительность, инициативность в принятии решений).
Конструирование(от лат. construo – строю, создаю)
В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. А все продуктивные виды деятельности, наряду с игрой, являются ведущими видами детской деятельности. т. е. «ведут» за собой развитие ребенка. В конструировании заключены большие возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, а также возможности для полноценной подготовки к школе.
Моделирование – это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенномучертежу. Чертеж – своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен на любом языке.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Развивающие функции конструктивно-модельной деятельности:
развитие целеполагания (получение результата в соответствии с поставленной целью – замыслом);
развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов;
приобщение детей к миру технического и художественного изобретательства;
развитие фантазии, воображения, наглядно-образного восприятия;
развитие знаково-символической деятельности: совершенствование умений в конструирование по графическим моделям;
Для развития творческого воображения принципиально важно научить детей умению анализировать природный материал в совокупности всех свойств. На занятия Лесовичок приносит детям заранее приготовленный материал. Это могут быть корни, ветки, сучки и др. Он предлагает внимательно рассмотреть все материалы и представить, на что похожи его друзья-притворщики, а затем практически воплотить эти образы. использовать пластилин, дополнительные материалы. На следующем занятии Лесовичок демонстрирует приемы создания разных образов: переворачивать материал в разные стороны, закрывать рукой какую-то его часть, приставлять какую-то мелкую деталь.
Таким образом проходит обучение детей трем способам творческого конструирования:
изменить пространственное положение;
Для развития творческого воображения необходимо организовывать экскурсии в природу для сбора природного материала. Лесовичок поддержит интерес. Собранный материал рассматривается, дети определяют, на что похоже, с чем можно сравнить. Все собранные материалы просушиваются, раскладываются по коробкам. Детям старшего дошкольного возраста следует предлагать задания проблемного характера: создать поделку с опорой на заданную основу. Например, подготавливаются крестообразные фигуры – две палочки или веточки одинакового размера, скрепленные посередине. С опорой на эту фигуру дети должны придумать и сконструировать что-то свое: мельницу, пропеллер, плот, подставка и др. Дети на таких занятиях осваивают обобщенные способы крепления: стянуть ниткой, скрепить клеем, цветной тонкой проволокой, пластилином. Более сложную работу с шилом, ножом – выполняет воспитатель.
Конструирование из строительного материала
Необходимо отказаться от термина «строительные игры», поскольку таких игр попросту не существует. Есть либо ролевая игра, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо полноценная конструктивная деятельность. Формы организации и методы будут совершенно разными.
I. Также как и в художественном конструировании, прежде чем ставить перед детьми конструктивные задачи, нужно организовать широкое экспериментирование с материалами. Оно формирует у детей интеллектуальную активность, связанную с увлеченным поиском вариантов решений, стремлением получить оригинальный продукт. Реплики детей: «А можно еще и так!», «Нет, лучше по-другому!». Таким образом, обследование материалов превращается в творческий поиск.
II. Источником замыслов детей является окружающая жизнь, поэтому следует обеспечить детям богатство впечатлений. Экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, видеофильмов и т.д.
Развитие творчества происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу «от общего к частному». т.е. следует научить детей конструировать один и тот же объект в различных модификациях с постепенным усложнением конструкций одного и того же объекта. При таком подходе у детей формируются обобщенные представления о конструируемом объекте. Например, у всех грузовых машин есть общие части: кабина, кузов, колеса, которые могут иметь разный вид в зависимости от их практического назначения – для разнообразных грузов /какие?/ Эти обобщенные представления позволят в дальнейшем создавать разнообразные оригинальные конструкции, что говорит о сформированности деятельности творческого характера.
/ ТЕМЫ, наиболее адекватные возрастным возможностям/
Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста. (Опыт работы)
МБДОУ Общеразвивающего вида детский сад № 19 г. Ливны Орловская область
Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста.
(Опыт работы)
Красова Тамара Сергеевна
воспитатель
Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность.
Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группе детей младшего возраста состоит в том, что на данном этапе развития общества конструированию уделяется недостаточно времени и внимания и недостаточность методического обеспечения.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
В контексте ФГОС дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.
Но, однако, прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области познавательное развитие, обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик).
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему.
Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.
Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. Объем образовательной нагрузки в режиме дня определен рабочей программой педагога, основанной на основе образовательной программы учреждения, осуществляется в виде непрерывной образовательной деятельности, которая систематически организуется в первой половине дня. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет12- 15 минут.
В свободное время дети заняты предметными играми, которые под руководством воспитателя плавно переходят в сюжетно-ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво, так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают.
Первоначально использую объемное конструирование (игры со строительным материалом), так как детям в младшем возрасте нужно не только видеть из чего они будут сооружать постройки, но и обязательно потрогать те детали, которыми будут пользоваться.
На первоначальном этапе работы мной было проведено обследование детей с занесением результатов в мониторинговую карту. Изучив интересы и способности воспитанников, выяснилось, что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают название деталей, не умеют строить элементарные постройки.
Прежде чем, приступить к конструктивной деятельности с детьми, мной была изучена методико-педагогическая литература, рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей, составлена рабочая программа воспитателя, на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №19», в которой обозначено содержание, методология, оценка развития детей, целевые ориентиры, предусматривающие результативность образовательной деятельности, составлено ежедневное планирование, в котором отражены задачи по конструированию в непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и самостоятельной работе, разработана картотека занимательных игр и упражнений по конструированию.
Для успешного овладения игровой строительной техникой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации развивающей предметно-пространственной среды постаралась построить в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы.
В доступном для детей месте в группе создан центр конструктивной деятельности. В него вошли мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, элементарные игрушки-вкладыши, мягкие модули, яркий красочный дидактический материал. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт. Дети пользуются ими при создании построек (соизмерение построек с игрушками, обыгрывание их). Представлен нетрадиционный материал : пробки, выпиленные плашки, различные контейнеры, игры «Логический домик», «Куб» и другие. Имеются простейшие схемы построек, «алгоритмы» их выполнения, мозаика крупная, схемы выкладывания узоров из неё, конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера, игрушки застежки, шнуровки, игрушки трансформеры. Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.
Существенным фактором в планировании методике проведения непрерывной образовательной деятельности является взаимосвязь обучения. Интеграция обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий. Интеграция обогащает представления о предметах и явлениях благодаря познанию их с разных сторон, через разное содержание образовательной работы, характеристики образов, предметов. Кроме этого интеграция способствует образованию ассоциаций, без которых невозможно развитие творчества и разнообразных способностей, подводит детей к овладению обобщенными знаниями и умениями. Конструктивная деятельность логично увязывается с познавательной сферой (сенсорным развитием, знакомство с предметным и социальным окружением), развитием речи, экспериментально-исследовательской деятельностью, прослеживается на прогулке в песочнице – изучаем свойства песка, делаем простейшие постройки; художественной литературой, знакомство со сказкой «Три медведя», «Теремок», прочли сказку, рассмотрели иллюстрации и сооружаем элементарные постройки.
При планировании непрерывной образовательной деятельности учитываю возраст детей и уровень их развития. Непрерывную образовательную деятельность провожу систематически согласно планированию с подгруппами детей в первой половине дня. Распределение детей по группам осуществляю по принципу разных возможностей с учетом «зоны ближайшего развития». Для меня существует определенный «алгоритм» проведения непрерывной образовательной деятельности:
- Мотивация к деятельности.
- Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
- Работа по усвоению знакомых деталей строительного материала.
- Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
- Самостоятельная деятельность детей (помощь).
- Идентификация с образцом.
- Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).
Кроме систематических занятий провожу один раз в месяц занятие-закрепление, оно состоит из игровых заданий, которые направлены на закрепление знаний и умений и приобретение на их основе новых.
С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми использую различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.
Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, знакомлю детей с реальным предметом, объясняю из каких частей он состоит, его практическое назначение. Пояснение часто сочетаю с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей использую различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.
Одним из важных направлений развития конструктивной деятельности является взаимодействие с семьей. Общаясь с родителями, получаю возможность наметить пути действенной помощи семьи, дать конкретные советы.
С родителями моей группы было проведено родительское собрание, на тему: «Конструктивная деятельность детей 3-4 лет», подготовлена консультация «Значение конструирования в жизни младшего дошкольника», оформлена папка-раскладушка «Приемы и методы конструирования», представлен вниманию родителей мастер-класс «Алгоритм проведения непрерывной образовательной деятельности», даны советы и рекомендации по обучению детей конструированию, родители привлечены к изготовлению нестандартного оборудования для игры.
Успешность осуществления работы прослеживается в постепенном подходе к овладению целевыми ориентирами:
– сооружают элементарные постройки по образцу;
– овладели простейшими приемами конструирования;
– различают детали по величине, форме, цвету;
– называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);
– выкладывают изображение по образцу;
– разворачивают игру вокруг собственной постройки;
– разбирают постройки и аккуратно выкладывают детали в коробки.
Результаты обследования детей в мае будут занесены в мониторинговую карту. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями.
Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей младшего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи Образовательной программы группы и детского сада.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-pedagogam-po-organizaci-dejatelnosti-konstruirovanija.html
http://novoedrevo.ru/publications/1021
http://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/trebovaniya-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-k-organizacii-konstruktivnoy