Как сделать настольную игру
Как сделать настольную игру
Как создать и продать настольную игру
Реальная информация о ситуации на отечественном рынке настольных игр из первых рук, описание процесса создания игры, перепись грабель и схема монетизации.
Кому: авторам настольных игр, разработчикам компьютерных и мобильных игр, желающих портировать их в настольный формат, тем, кому интересно как розница работает изнутри. И тем, кто просил подробности в прошлом топике про Старкрафт.
Кратко:
— Ситуация на рынке и оценка его ёмкости
— Почему важно сразу работать с крупным игроком
— Грабли разработчиков
— Расчёт монетизации и установка цены на продукт
— Аутсорсинг в Китай и другие замечательные страны
— Издание игры за рубежом
— Что нужно сделать, чтобы крупная розничная сеть полюбила ваш продукт
Ситуация на рынке
Российский рынок игр развит достаточно интересно: у нас когда-то была культура настольных игр, в каждом доме были шахматы или шашки. Для сравнения: в Германии, например, дома могут оказаться целые десятки игр. У нас же далеко не каждый знает, что есть настольные игры кроме Монополии и шахмат.
На текущий момент ситуация на рынке выглядит так:
- Покрыто только около 20-30% рынка, то есть ближайшие годы объёмы продаж будут расти.
- При этом — достаточно высокий уровень конкуренции между отдельными игроками. Например, в Москве и Петербурге сейчас, фактически, идёт война цен. Разумеется для покупателей это выгодно.
- Игры стоят во многих магазинах от Детского Мира до книжных, причём разница цен может достигать 50%. В неспециализированных магазинах игры продаются очень и очень медленно: отчасти это вызвано тем, что они там никак не представляются покупателям, отчасти — не очень выгодным для конечного клиента предложением.
- Реальные продажи показывают только сетевые игроки. К примеру, до того, как мы развили сеть, было сложно представить, что большая часть неспециализированных магазинов обладает действительно малой конверсией по сегменту.
Модель «чем больше, тем больше»
Очень важным фактором является то количество игр, которые вы продаёте для последующего увеличения продаж. Каждая проданная игра — это реклама для всех ознакомившихся игроков, а значит — ещё одна-две продажи. Человек берёт коробку домой, играет с друзьями — и они быстро приходят за уже знакомой штукой в магазин.
Это значит, что если вы хотите издать настольную игру, вам сразу же нужно работать с одним из крупных игроков, способным обеспечить максимальные продажи по количеству коробок.
Печатать партии до 500 штук (для средней игры), как правило, нерентабельно: цена экземпляра становится слишком высока. При этом далеко не каждая сеть может продать игру в таком количестве в разумные сроки.
Предположим, вы выпустили среднюю игру по средней цене, которая не будет пользоваться бешеным спросом: это либо игра на «четвёрку», либо хорошая нишевая игра на любителя. По статистике, она будет уходить у нас со скоростью около 2-3 тысяч коробок в год, причём процентов 90 из этого числа будет продано не нашими партнёрами типа Союза и других сетей, а именно специализированными магазинами, где игру смогут показать и рассказать про неё. И где она не будет конкурировать, скажем, с походом в кафе, книгой или новой рубашкой.
Ещё одной интересной особенностью рынка является завышенность прогнозов по играм на момент издания. Наша практика показывает, что продажи даже хитовых играх в прогнозах (на переговорах) существенно завышаются.
Позиционирование игры
Для начала нужно сфокусироваться на аудитории своей игры. Вам нужно ответить на два вопроса: для какого возраста и пола игра (причём с точностью до года, например, для мальчиков 12 лет) и к какому жанру её отнести. Первое важно для формирования кейса продажи у продавца (кому конкретно и для чего продавать вашу игру), второе — для понимания, в какой стеллаж её поставят в магазине. Если стеллаж будет сложно определить, вашу игру поставят на склад.
С точки зрения цены важно, попадёт игра в категорию «спонтанная покупка» или нет. Для Москвы спонтанная покупка — это всё ниже 1000 рублей. Для Санкт-Петербурга — это примерно 700 рублей и ниже. Для, скажем, Нижнего Новгорода в эту категорию попадают только самые дешевые игры магазина стоимостью от 300 до 500 рублей. Если ваша игра не идёт как спонтанная покупка, она должна быть ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ хороша, чтобы за ней пришли в магазин.
На какие грабли можно наступить
- Высокая когнитивная сопротивляемость или, говоря проще, непонятные правила. Это недостаток только в том случае, если игра рассчитана на людей «с улицы»: к примеру, стратегия со сложными правилами может быть объяснена на примере нескольких важных отличий: всё и сразу показывать не нужно. Среднее количество партий, которые будут сыграны в вашу игру — около 6-8. Дальше она будет заменена другой или же просто отложена на полку. Рассчитывайте именно на нормальный уровень игроков.
- Обязательно проводите тесты. Сначала на друзьях и знакомых, потом отдайте игру в незнакомую компанию и посмотрите, а потом соберите фокус-группу на 30 человек. Если тесты не очень удачные — меняйте игру: это больно, но нужно.
- Переложите риски на издателя. Именно он должен отвечать за качество коробок, правильность количества компонентов в них и так далее. Самостоятельно издавать сложно и недешево. Правда, убедить издателя ввязаться в проект — непросто.
- Сравните свою коробку с коробками других игр: не будет ли путаться? Убедитесь, что игра термоусажена (в плёнке): иначе коробки будут восприниматься как открытые. Не продавайте игру в дорожной упаковке (мешочке), сделайте отдельную коробку: продукт должен выглядеть как подарок. При проектировании коробки убедитесь, что она ровно стоит на краю полки и не качается, иначе она быстро переедет в самые плохие места выкладки.
- Может ли человек с улицы, глядя на вашу коробку, ответить на вопросы: «Для меня ли эта игра? Про что она? Почему я должен её выбрать?»
Как считается цена
Обычные условия поставок игр в крупные сети — скидка 45-50% от розничной цены. Это значит, что если ваша игра стоит 2000 рублей, то её оптовая цена составляет около 1000 рублей, а себестоимость — где-то в районе 600-700.
Что получаете вы лично
- Фиксированную сумму за продажу прав на игру. Обычно это стоимость доли расчётных тиражей за два года.
- Выкуп лицензии на год с правом продления: обычно это стоимость доли от тиража за год.
- Процент от каждого тиража в момент его печати. Как правило — это 10% от оптовой цены при предоставлении издательству полного прототипа (с дизайном) или около 3-5% за идею с описанными правилами и механиками. Главное учтите — «голые» идеи никому не нужны: без прототипа они никому не интересны в принципе.
К примеру, автор Манчкина получает около доллара за коробку. Это много, учитывая его тираж, но это очень мало, учитывая тираж вашей новой игры.
Наши партнёры — издатель «Магеллан» — предлагают 10% авторских отчислений от оптовой цены тиража при том, что игра проходит тесты и соответствует критериям качества. Критериев много, но главный — игра должна быть чем-то новым и очень интересным в своей категории. Отчисления идут по факту выпуска тиража, а не выполненных продаж: то есть даже если всю игру после выхода из цеха разом сожрёт колорадский жук, вы всё равно получите деньги.
Выбор производителя
Как правило, каждый производитель работает с одной «своей» или несколькими партнёрскими сетями. Разумеется, чем важнее товар для сети, тем лучше он будет продвигаться в ней: соответственно, выбирая производителя, вы выбираете и сеть. Если вашу игру издаёт «Магеллан», вы получаете приоритетные условия у нас (а наша сеть — первая среди специализированных магазинов по объёму розничных продаж в РФ).
Второй вопрос выбора производителя — это качество печати. Просто посмотрите линейку игр конкретного издателя и ответьте на вопрос: вас устраивает всё в исполнении игр? Взгляните на коробку, проверьте, были ли проблемы с вёрсткой и так далее. Неверное оформление коробки или слабый дизайн — это существенный минус в продажах.
Печать в Финляндии и заказ в Китае
Отечественные типографии практически никогда не могут обеспечить нужный уровень качества. Проблемы бывают самые разные: от неправильной вырубки или биговки до классического «плывущего» цвета. Часть отечественных журналов, к примеру, решает проблему просто: печатается в Финляндии или в других странах.
Кроме того, у нас почти нигде не делают фигурки, каунтеры и серьёзные игровые поля. На практике это означает три возможных варианта издания:
- Заказ «под ключ» в Китае. Это хороший вариант, если вы умеете формулировать точное техническое задание и знаете, как проходить таможню. При тиражах меньше 3000 (для игры средней ценовой категории) заморачиваться просто нет смысла. Нужен человек «на той стороне», способный контролировать качество. Это путь крупных игроков.
- Заказ части компонентов в Китае. Аналогичная ситуация, но уже проще в плане доставки. С некоторой попытки вы найдёте правильных поставщиков.
- Изготовление в РФ, но с чётким контролем качества. При подписании договора внимательно обозначайте критерии приёмки и очень тщательно проверяйте весь тираж от начала до конца (да-да, верх, низ и середину стопки). Основные проблемы — техническая невозможность изготовления чего-либо, проблемы со сроками, дорогие небольшие тиражи.
Интересно, что отечественные коробки могут иметь очень большие люфты между корпусом и крышкой: если у вас есть мелкие фишки, нужно либо класть их в пакеты или на ложементы, либо думать об альтернативных способах изготовления коробок.
Выход на мировой уровень или локализация
Локализация иностранной игры у нас — это всегда выгодный шаг, так как популярность продукта уже доказана в другой стране. Другое дело, что качественная локализация требует достаточно серьёзных усилий, сопоставимых с затратами на выпуск новой игры. Локализация обычно выполняется по лицензии аналогично схеме, описанной выше в разделе про авторские отчисления.
Если вы хотите самостоятельно издать свою игру на Западе, то учтите, что ситуация несколько жестче, чем кажется авторам. Идея игры (правила + прототип без дизайна) стоит от 300 до 1000 долларов максимум. Прототип с дизайном — раза в два-три дороже. Покупка готовой игры осложняется необходимостью доказывать её популярность: в результате при любых вариантах издатель получает все сливки в случае успеха, а вы — нет. Единственное исключение — если ваша цель — сыграть на раскрутку имени, а не на прибыль. Автор крайне редко получает прибыль с первой игры.
Как поставиться в крупные сети. Переговоры и особенности.
Презентация игры выполняется не по принципу «вот, посмотрите, какая она классная», а должна отвечать на следующие вопросы:
- Чем игра лучше других игр категории;
- Почему она будет хорошо продаваться;
- Чем она понравится конечному клиенту;
- В какой конкретно категории она будет лежать;
- Почему за этой игрой в магазин поедут люди (и какие).
Сеть хочет получить от игры прибыль и, что важнее, сделать так, чтобы игра понравилась клиентам, которые всегда связывают положительные ощущения от покупки с самим магазином.
Второе что интересно сети — это то, как игра будет объясняться. Обычно на это есть 25 секунд: если там что-то замудрёное, то лучше заранее продумать мини-презентацию. Для примера предлагаю объяснить игры «За бортом», «Кухандель» или «Замок на все времена» за 25 секунд каждую. Медленно и спокойно, чтобы клиент понял.
После постановки игры в сеть вам нужно предоставить демонстрационные образцы (открытые коробки) на каждую точку, а также обучить всех продавцов играть в вашу игру. Так вы сильно повысите шансы продаж.
v 1.0b
Первая неделя продаж — это покупки для критики. Первые 10 коробок будут куплены исключительно для того, чтобы успеть первым написать критический обзор (причём обзоров будет раза в три больше, чем по факту купленных коробок), поэтому просто не обращайте внимания. Реальные отзывы пойдут через неделю-две, на них уже реагируйте в полную силу.
Если в игре есть проблема — стоит немедленно сообщить всем, в чём она, как определить, есть она или нет в конкретном издании, отозвать тираж и объяснить, как заменять игры тем, кому они уже проданы.
- Придумать идею
- Определить чёткое позиционирование (цена, сегмент, отстройка от конкурентов)
- Сделать прототип «на салфетках»
- Протестировать его с друзьями
- Выбрать издателя
- Показать прототип без арта издателю и на той же встрече — представителям партнёрской сети
- Уточнить позиционирование, решить вопрос оформления игры
- Подписать договор, регулирующий управление правами и отчислениями с тиражей
- Пройти финальные тесты на большом количестве различных игроков (в частности, по балансу)
- Показать игру продавцам сети и пережить первую неделю критики
Если есть вопросы или вы уже хотите предложить игру для издания и продаж — пишите мне в личку или на info@mosigra.ru (туда вот так: «Здравствуйте, я автор игры, хотел бы встретиться с вашим руководством, вот мой телефон»).
Вот тут в обзоре можно посмотреть некоторые нишевые игры.
Как сделать настольную игру — пошаговое описание как нарисовать и из чего можно изготовить интересную настольную игру (125 фото)
История настольных игр насчитывает сотни лет, и это вполне объяснимо — еще задолго до появления компьютерных игр и социальных сетей люди искали не просто спокойной беседы, но и занимательного и интересного времяпрепровождения.
Однако, несмотря на изобретение различных гаджетов с их миллионами функций, так называемые «настолки» не ушли в небытие — по сей день они радуют нас своим многообразием и получаемыми от них яркими эмоциями.
Краткое содержимое обзора:
Удовольствие для каждого
Настольные игры помогают игрокам расслабиться и раскрепоститься, дарят неповторимый азарт и радость победы, развивают логическое мышление и учат владению собой.
А еще они доступны любой компании, ведь игру можно не просто купить, а сделать самостоятельно, превратив процесс ее создания в еще один вид увлекательного досуга.
С помощью этой статьи мы вместе сделаем настольные игры в домашних условиях и поделимся полезными советами для этого необычного и творческого дела.
Самое главное — идея
Прежде чем приступать к созданию настольной игры, необходимо определить ее тематику и идею. Разумеется, сначала нам нужно представить игру в ее окончательном варианте, продумать ее детали и масштабы, разработать справедливые правила.
Для этого рассмотрим основные виды настольных игр и ответим на вопрос, какие настольные игры можно сделать самостоятельно:
«Ходилка-бродилка» — суть игры заключается в передвижении фишек игроков к финишу. Победившим считается первый добравшийся до финишной прямой.
«Монополия» — главная идея — верно распорядиться игровыми «финансами» и выручить как можно больше прибыли. Статус победителя присваивается единственному не обанкротившемуся из компании игроку.
Пазлы — самая «мирная» настольная игра, для окончания которой требуется всего лишь собрать разрозненные детали картинки в одно целое.
Азартные настольные игры — карты, шахматы, нарды, шашки и так далее. В этом виде игр правила уже придуманы, поэтому за Вами остается только создание своего варианта оформления игры.
Атрибутика повсюду
Настольные игры хороши тем, что для их создания вам требуются всего две вещи: Ваша фантазия и подручные материалы, которые найдутся в любом доме.
Вы можете сделать настольную игру из бумаги, из деревянных досточек, из картона; на роль фишек взять игрушки из шоколадных яиц, пуговицы, всевозможные крышечки или даже обыкновенные разноцветные бумажные кружочки.
Только от Вас зависит внешний вид игры, а все ее атрибуты найдутся буквально в соседних комнатах.
Ходилка-бродилка
Одна из наиболее простых «настолок», подходящая даже для самых маленьких ее участников, захватит внимание игроков с первого хода. Как самому сделать этот вид настольной игры? Очень просто, стоит лишь выбрать подходящие для нее материалы.
Попробуем создать стандартный макет этой игры:
- Подбираем плотный кусок картона;
- Расчерчиваем наше полотно разноцветными карандашами;
- Находим фишки, количество которых равно количеству игроков, и игральный кубик, который можно собрать самостоятельно или по интернет-образцу;
- Придумываем правила игры и зовем родных и близких наслаждаться прекрасным вечером за увлекательной игрой.
Монополия
Именно тот вариант игры, для создания которого вам потребуется все ресурсы Вашего воображения.
Мы же можем посоветовать несколько необычных идей, чтобы усовершенствовать игру и сделать ее абсолютно уникальной:
- Компаниям и заведениям игры можно присвоить названия учреждений Вашего места жительства;
- Придать особый антураж игре поможет определение ее стиля: например, монополия в стиле Средневековья или по мотивам фильмов и книг;
- Делайте игру реальнее! Согласитесь — гораздо интереснее играть, когда все действия «настолки» знакомы по ситуациям в жизни, а не звучат голословно.
Пазлы
Сначала может показаться, что сделать эту настольную игру своими руками просто нереально. Однако умелыми руками можно сотворить особое изделие, которое может стать отличным подарком для друзей и близких:
- Распечатайте совместную фотографию с дорогими Вам людьми и разрежьте ее на крупные или мелкие части по Вашему усмотрению. Креативный сюрприз готов!
- Уже собранный пазл можно использовать в качестве необычного предмета декора Вашего жилища;
Пазлы, особенно для ребенка, можно сотворить из абсолютно неожиданных вещей и превратить эту настольную игру в игрушку.
Вспомните детские кубики: наклеив нужное изображение на деревянные фигурки, вы подарите малышу индивидуальное развлечение, которого точно не найдется у его сверстников.
Как создать свою настольную игру
26 февраля 2014 в 12:56
Алексей Колмаков и Марат Сабиров выбрали удачный момент для запуска собственной настольной игры. К осени 2013 года этот рынок в России уже оформился, появилась аудитория, при этом в большинство мировых хитов все уже успели поиграть. В Ecologic, придуманной двумя питерскими экологами, игроки продают и покупают нефтяные вышки и месторождения. Под мишурой классических рыночных механизмов обогащения создатели игры спрятали образовательную составляющую и ценностную установку, которую хотят привить всем играющим. Лейтмотив игры такой: настоящая выгода заключается в том, чтобы заработать для себя без ущерба для окружающей среды.
Алексей Колмаков
МАРАТ САБИРОВ
Алексей Колмаков: Всё началось скучным пятничным вечером, когда мы решили взять по пивку.
Марат Сабиров: Мы с Лёшей пять лет учились на экологов, а дальше наши пути разошлись. Я пошёл в магистратуру СПбГУ, потом научным сотрудником в один из академических институтов, там я занимаюсь моделированием эволюционных процессов.
А.: А я три года проработал в дирекции особо охраняемых природных территорий в департаменте природопользования. Был ведущим специалистом отдела обеспечения функционирования — как-то так это называлось. Занимался работой с подрядчиками, следил, как они выполняют обязательства, давал втыки, выявлял нарушения. Потом был лаборантом в медлаборатории, работал по закрытому гранту Минобороны. Тогда же началась наша работа над игрой. Это стало занимать столько времени, что я уволился, сейчас я — директор ООО, которое мы создали, чтобы формализовать наши связи с миром.
М.: ООО называется «Рубаха и парень». Началось всё с того, что Лёша поиграл в настольные игры и решил придумать свою игру, чтобы она была не просто жвачкой для мозга, а с идеей. Механику разрабатывал он, я помогал находить ошибки и нестыковки по смыслу, подключался, когда нужно было грамотно назвать экологические инициативы. Мы хорошо дополняли друг друга.
сохранение природы —
это долгосрочные инвестиции,
право их детей жить в мире
с благоприятной окружающей средой
А.: Люди сейчас мыслят категориями «выгодно или не выгодно», «получу я с этого что-то или нет». Мы решили эту особенность общества потребления направить в правильное русло. Механика игры построена так, что люди приходят к мысли «сохранять окружающую среду — выгодно». Принципиально важно, чтобы люди понимали, сохранение природы — это не благородно, не плюс к карме, но это долгосрочные инвестиции, право их детей жить в мире с благоприятной окружающей средой.
М.: В нашей игре важен баланс: нужно не только сохранить окружающую среду, но и заработать денег. Мы отталкивались от модели Форрестера, которая лежит в основе игры SimCity. Постепенно стали совершенствовать игровую механику — до итоговой версии у нас было четыре других. Во второй версии механика раздулась — игра стала чудовищно тяжёлой, много расчётов, надо было запоминать много цифр.
А.: Несмотря на просветительские и образовательные цели, мы хотели, чтобы игра всё-таки была доступна широкому кругу, мы пытались её упростить и оптимизировать.
М.: Дальнейшая эволюция игры шла по пути упрощения механики без потери двух аспектов — экологического и экономического. В итоге мы поняли, что игра получилась не только интересная, она может быть и коммерчески успешной.
Но мы гораздо лучше придумываем игровую механику, чем дизайн. Кинули клич по знакомым, откликнулись два человека, которые были готовы работать за идею. Это художник Андрей — он нарисовал нам тёплые мультяшные рисунки для игры, и Ира, которая сделала дизайн.
Когда встал вопрос денег на тираж, мы подали проект на российский портал Boomstarter — аналог англоязычного Kickstarter. Это портал для народного финансирования проектов. Идея такая: вы заявляете время, за которое хотите собрать какую-то сумму на свой проект. Проект может быть любой — книжка, handmade, что-то социальное. Описание должно показывать значимость проекта для общества, его перспективы (что это дело живое и будет развиваться) и его уникальность. Если за указанный срок удаётся собрать запланированную сумму, ты её забираешь. Люди смотрят на твой проект, если им нравится — жертвуют деньги. Ты обязуешься их за это отблагодарить: например, за пять тысяч мы дарили игру и проводили мастер-класс. А если не удалось собрать деньги в срок — всё, ничего не получаешь, деньги возвращаются спонсорам. Народное финансирование — это не только сбор денег, это и соцзаказ в миниатюре: ты понимаешь, насколько обществу важен твой проект, насколько твои идеи интересны.
Пять процентов от собранной суммы берёт себе Boomstarter, причём заслуженно: они очень помогают раскрутить проект. Ещё пять процентов — комиссии переводов электронных платежей и 13 % — подоходный налог. То есть срезается почти четверть суммы, поэтому мы заложили, чтобы в остатке были 100 тысяч рублей. У нас получилось собрать деньги, причём 40 % мы собрали в последние несколько дней.
А.: Помимо сбора средств и понимания, насколько проект успешный, Boomstarter заряжает рассказывать про проект. Марат писал большие целевые письма, а я занимался спамом — однажды писал даже обществу пчеловодов.
Собирая деньги, мы не очень понимали, сколько будет стоить тираж. Мы продолжали мастер-классы на играх, сделанных из картонок, во время которых получали обратную связь. В итоге количество фишек, поле — всё менялось, а это влияло на стоимость тиража.
Потом мы долго искали типографию. Многие оказывались слишком дороги для нашего небольшого тиража, другие не работали с переработанным картоном, не были сертифицированы лесным попечительским советом (Forest Stewardship Council, FSC). В итоге мы нашли всё в Москве — издательство «Зелёная книга» и типографию «Полиграф медиа групп».
Аудитория
А.: Недавно мы провели мастер-класс для учителей в Петербурге, они приобрели партию игр для школ. Сейчас нас приглашают на Алтай, в Карелию, Новосибирск, Казань, Воронеж. Был мастер-класс для сотрудников одной из ООПТ у вас в городе, теперь хотим охватить в Москве всю дирекцию ООПТ. Был тур с игрой по Кавказу: Минводы, Краснодар, Пятигорск. Играли в Москве с организацией EcoStandard Group, это было воспринято на ура.
М.: Летом общественная организация «Экологи Коми» пригласила нас на молодёжный форум. Мы провели там несколько мастер-классов для студентов вузов со всей республики. После этого они выиграли малый грант Министерства образования, закупили двадцать наших игр и теперь проводят мастер-классы в школах.
В Москве будет конференция для учителей, нас туда тоже приглашают. Для учителя наша игра — находка: с её помощью можно занять детей, да ещё и полезным.
мы в минусе, но спрос растёт, поэтому со второго тиража планируем выйти в ноль.
если новая игра за год выходит
в ноль, — это чудо
У игры есть образовательный аспект: можно узнать, например, что такое ремедиация. Для студентов в Ecologic важна не содержательная часть, а социализация, познание себя, собеседников, моделирование каких-то аспектов личности напарников. Для взрослых людей — тренировка деловых навыков: умение договариваться, гибкость мышления, умение формулировать свои предложения.
А.: Преподаватели вузов иногда иллюстрируют свой курс для студентов-экологов игрой. А в Петербурге в Высшей школе экономики (ВШЭ) преподаватель играет со своими студентами-экономистами в нашу игру.
Экономика
М.: Лучше всего игра продаётся через мастер-классы, на которых рассказывается, как в неё играть. Поскольку Ecologic продукт неизвестный, у покупателей есть сомнения и страхи. Недавно мы дали объявление о поиске людей, которые будут проводить мастер-классы, потому что рук у нас уже не хватает. Наша игра везде стоит по-разному, в среднем 1 000−1 400 рублей. Образовательным учреждениям мы делаем скидку. Сейчас мы в минусе, но спрос растёт, поэтому со второго тиража планируем выйти в ноль. Но вообще нам говорили, что если новая игра за год выходит в ноль, — это чудо.
А.: В первую очередь это для нас социальный проект, во вторую — бизнес. Много мы с этого не получаем, сколько именно — некорректный вопрос. Первый тираж был 500 экземпляров, он уже почти закончился. Второй хотим сделать вдвое, втрое больше.
М.: Попробуем искать для него спонсоров, плюс будут накопления от реализации первого тиража. Текущие поездки требуют денег, но для вложения в дело что-то остаётся. Сначала каждая отдельная поездка была в минус, сейчас — полная компенсация или даже с чем-то уже остаёмся.
Источники:
http://www.mosigra.ru/blog/id2%D0%A1100000823/
http://vsesvoimirykami.ru/kak-sdelat-nastolnuyu-igru/
http://www.the-village.ru/village/people/experience/139647-lichnyy-opyt-nastolnaya-igra