Как сделать мониторинг в детском саду образец

0

Как сделать мониторинг в детском саду образец

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Лариса к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • admin к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • Наталья к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • admin к записи Современные требования к физкультурному занятию
  • Популярные записи

    Страницы

    Как писать аналитическую справку по результатам мониторинга

    После проведения любых диагностик и мониторингов результаты этих мероприятий необходимо проанализировать и оформить на бумаге, то есть написать справку (отчет).

    Я предлагаю примерный текст аналитической справки по освоению воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), реализуемой в ДОУ:

    Образец справки

    В период (примерные даты) с 01.10.2018г. по 14.10.18г. и с 15.05.2019 по 30.05.2019г., с целью индивидуализации образования и оптимизации педагогической работы с детьми, в группе была проведена оценка индивидуального развития воспитанников.

    Задачи:

    1. Изучение результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования.
    2. Оценка эффективности педагогических действий.
    3. Проектирование образовательной деятельности на основе результатов педагогической диагностики (мониторинга).

    Предполагаемый результат мониторинга – повышение эффективности образовательного процесса.

    Методы мониторинга: наблюдение, диагностические игровые задания, статистическая обработка информации и др.

    Мониторинг образовательной деятельности осуществлялся в рамках внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОУ.

    Исследовалось освоение детьми основной образовательной программы дошкольного образования по пяти образовательным областям: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Вводная и итоговая педагогические диагностики проводились на основе диагностических таблиц, разработанных авторами программы … (например, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

    В соответствии с п. 3.2.3 ФГОС ДО педагогическая диагностика проводилась с целью осуществления индивидуального подхода в процессе обучения, воспитания и развития детей. Эта особенность не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение дошкольника на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

    Списочный состав группы … человек.

    Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем образовательным областям.

    Так, были выявлены следующие результаты:

    1. По социально-коммуникативному развитию: динамика уровня сформированности знаний и умений составляет 50% (с 25% в начале года до 75% в конце года).
    2. По речевому развитию: динамика уровня сформированности составляет 38% (с 37% до 75%);
    3. По познавательному развитию: динамика уровня сформированности составляет 41% (с 18% до 59%).
    4. По художественно-эстетическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 25% (с 12% до 37%).
    5. По физическому развитию: динамика уровня сформированности составляет 50% (с 12% до 62%).

    Качественный скачок высоких результатов произошел в социально-коммуникативном, познавательном и физическом развитии.

    Причины:

    — в процессе социально-коммуникативного развития было уделено особое внимание коммуникативному общению воспитанников, формированию диалогической речи, позитивному взаимодействию детей со сверстниками и взрослыми;

    — в познавательном развитии были применены современные образовательные технологии, обогащена развивающая предметно-пространственная среда, уделено внимание познавательно-исследовательской деятельности;

    — по физическому развитию дошкольников был разработан комплекс оздоровительных и спортивных мероприятий, к организации и проведению которых были привлечены родители.

    Особенностью развития детей этой возрастной группы можно выделить высокие показатели уровня «стадия формирования», в частности, в познавательном развитии (62% в начале года и 50% в конце года) и в физическом развитии (62% в начале года и 50% в конце года). Данные показатели позволили выйти к концу года на хорошие показатели по уровню сформированности: с 0% до 25% по познавательному развитию и с 0% до 22% по физическому развитию.

    Причина: в познавательном развитии были применены современные образовательные технологии, обогащена развивающая предметно-пространственная среда, уделено внимание познавательно-исследовательской деятельности. В физическом развитии – акцент на индивидуально-личностное взаимодействие, целенаправленное развитие физических качеств, развитие двигательной активности детей, взаимодействие с родителями по оздоровлению и физическому развитию дошкольников.

    Таким образом, сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми моей группы основной образовательной программы ДОУ по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года. Добиться данных результатов удалось благодаря созданию условий для продвижения каждого ребенка на основе учета его индивидуальных возможностей и потребностей, обогащения РППС, применения деятельностного подхода, использования современных технологий и методов развивающего обучения.

    Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

    Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук

    Мониторинг образовательного процесса в детском саду: методика проведения и анализа

    Наталья Василишин 01.09.2018 1 6.2k

    Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.

    Читать еще:  Польза консервированного горошка

    Мониторинг: что это и для чего?

    В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.

    Педагогический мониторинг (от английского «monitor», что обозначает действие, призванное осуществлять задачу наблюдения, контроля и прогнозирования) – способ организации, сбора, анализа и презентации информации о работе педагогов в деле реализации учебной программы, призванный обеспечить наблюдение за состоянием учебно-воспитательного процесса, а также обеспечить основу для прогнозирования работы педагогической системы.

    Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.

    Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога

    Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).

    Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что говоря об исследовании стадии (!) освоения знаний, умений и навыков в работе над программой, мы имеем дело с диагностикой, а имея в виду систематический (!) сбор и обработку информации, речь ведём о мониторинге. Первая — это изучение статики, второй — исследование динамики. При этом для проведения мониторинга необходимы специальные процедуры, которые в учреждениях образования носят название «диагностические карты».

    Цели и задачи организации мониторинга

    Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:

    • оценке результатов освоения программы всей группой, то есть выявление средних показателей, которые в методической литературе называются «интегративные качества» и предназначены для определения готовности малышей к школьному этапу образования (качества, определяющие эту готовность, формируются постепенно, например, развитие навыка регулировать своё поведение начинается с первой младшей группы и только к подготовительной достигает уровня, допустимого для перехода на следующую ступень обучения);
    • оценке интегративных качеств каждого ребёнка по всем образовательным областям;
    • определении качества учебно-воспитательного процесса (качественный уровень организации работы с воспитанниками, показатели эффективности координации самостоятельной деятельности малышей);
    • осуществлении выбора оптимального психолого-педагогического сопровождения процесса образования (то есть стратегии сотрудничества педагогов, психолога, медработников и семьи);
    • создании основы для выработки управленческих решений относительно уровня развития малышей, а также организации соответствующей материально-технической базы.

    Это интересно. Под интегративными качествами подразумевается следующий набор характеристик ребёнка: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.

    ФГОС

    http://edu.mari.ru/mouo-medvedevo/dou10/DocLib7/ФГОС%20ДО/ФГОС%20ДО.pdf

    Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них

    Задачами мониторинга по ФГОС является:

    • выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
    • составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
    • обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
    • обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
    • мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).

    Объекты и субъекты педмониторинга

    Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:

    • воспитатели;
    • узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
    • семьи воспитанников.

    Кто проводит мониторинг

    Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:

    • завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
    • воспитатели всех групп;
    • психолог;
    • логопед.

    Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами

    Семь принципов составления мониторинга

    При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.

    1. Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
    2. Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
    3. Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
    4. Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
    5. Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
    6. Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
    7. Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.
    Читать еще:  Соленый арахис польза и вред

    Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми

    Классификация видов мониторинга

    Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:

    • по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
    • по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
    • по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
    • по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
    • по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
    • по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
    • по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
    • по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.

    На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:

    • ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
    • интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
    • итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
    • самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).

    Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.

    Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.

    Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка

    Два уровня подготовки мониторинга

    Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:

    • наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
    • организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.

    Методы сбора информации для мониторинга

    Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:

    • беседа (или опрос, интервью), дающая представление и личностных качествах малыша, возможных трудностях в работе над темой и пр.;
    • наблюдение (открытое и непосредственное) применяется для систематизации и доказательного формулирования выводов по результатам мониторинга;
    • опыты в лаборатории (часто используется для выявления уровня самостоятельности малыша);
    • проблемные ситуации (малышам, начиная со средней группы, предлагается находить ответы на вопросы, требующие размышлений, например, для старшей группы одной из задач на определение уровня речевого развития может быть задание найти сходства и различия жанров сказки и стихотворений);
    • выставление экспертных оценок (используется для выставления оценок за проявление личностных качеств);
    • социометрия (для исследования отношений между членами детского коллектива);
    • анализ результатов творческой деятельности (рисунков, выбора цветов в аппликации);
    • проектные задания (к примеру, тесты-рисунки «Моя семья», «Рисунок детского сада» и др.);
    • игры (дидактические, театрализованные — сюжетно-ролевые, подвижные по изучаемым темам).

    Как фиксировать результат

    Для записи результатов мониторинга применяют:

    • тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
    • карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
    • карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
    • карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).

    Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга

    Как проводить мониторинг в ДОУ

    Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.

    Читать еще:  Креативный стишок на день рождения. Пять креативных способов поздравить интернет-друга

    Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении в свете ФГОС ДО

    Описание материала:
    В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

    Аналитическая справка
    по результатам педагогической диагностики
    2015 – 2016 учебный год

    Группа № . . (2 младшая)

    Количество диагностируемых детей: 26
    Дата проведения: сентябрь 2015 г.
    Статус мониторинга: на начало учебного года
    Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
    2) оптимизации работы с группой детей.
    Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
    Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

    Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
    В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

    В работе с детьми использовались следующие технологии:

    1. здоровьесберегающие технологии;
    2. технологии проектной деятельности;
    3. технология исследовательской деятельности;
    4. информационно-коммуникационные технологии;
    5. личностно-ориентированные технологии;
    6. игровые технологии.

    Характеристика детей за анализируемый период:

    Девочек: 19 человек
    Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

    Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
    • педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
    • педагогическая диагностика детского развития.

    Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

    По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:
    . И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
    Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
    . И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
    Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:
    . И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
    Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
    . И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
    Вывод (примерный):
    Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
    По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
    средний уровень – 22 ребёнка
    низкий уровень – 23 ребёнка
    Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
    Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» – у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

    Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

    Рекомендации:
    1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
    подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
    . И.Ф. детей

    2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
    подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
    . И.Ф. детей

    По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
    Высокий уровень:
    . И.Ф. детей, направления.
    Средний уровень:
    . И.Ф. детей, направления.
    Низкий уровень:
    . И.Ф. детей, направления.

    Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

    Вывод (примерный):
    Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
    С высоким уровнем – один ребёнок.
    С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
    Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
    Рекомендации:
    Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
    . И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

    Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

    Таблица. Приложение 1

    Источники:

    http://detstvogid.ru/kak-pisat-analiticheskuyu-spravku-po-rezultatam-monitoringa/.html
    http://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/rezultatyi-monitoringa-obrazovatelnogo-protsessa-srednyaya-gruppa.html
    http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-viktorovna-anufrieva/pedagogicheskaja-diagnostika-monitoring-v-doshkolnom-uchrezhdeni-v-svete-fgos-do.html

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии