История рождественской елки. Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество

0

История рождественской елки. Как новогодняя елка соединила древние ритуалы и христианское рождество

ИСТОРИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ

Невозможно представить себе Новый год и Рождество без елки. Это обязательный атрибут праздника. Откуда же берет начало традиция устанавливать дома хвойное дерево на Рождество и Новый год?

СОХРАНИЛОСЬ МНОГО ЛЕГЕНД, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ПО-СВОЕМУ ТРАКТУЕТ ИСТОРИЮ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ. Вот некоторые из них. “В Рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу. Первыми пришли пальмы, затем дошли чужестранцы – буки, березы, клены, дубы, магнолии, тополя, эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела очень уж скромной. Деревья делали все возможное, чтобы скрыть ее от глаз Божественного Младенца. Но вдруг на небе свершилось чудо – началось движение звезд. Они стали падать на землю и, падая одна за другой, опускались на ветки маленькой елочки, пока она не засияла сотнями огней”. Так ель стала рождественским деревом.

Согласно другой легенде, ангелы пошли в лес, чтобы выбрать дерево Рождества. Поначалу они собирались выбрать могучий дуб. Однако один из ангелов возразил: “Нет, – сказал он, – мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил”. Затем ангелы отправились дальше и подошли к буку. Тогда второй ангел сказал: “И бук мы не можем выбрать, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву”. Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: “Береза тоже не подходит, поскольку ее ветки обычно используют в качестве бичей для наказания провинившихся”. Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, дерево, которое почти всегда плачет, не может быть символом радости. Наконец ангелы подошли к ели. Ее вечнозеленый покров, стройность, приятный аромат хвои их поразили. Так ель стала деревом Рождества.

ЕЛЬ – СИМВОЛ БЕССМЕРТИЯ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НЕУВЯДАНИЯ, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности и терпения. Издревле люди верили, что ель защищает дом от нечистой силы. В период зимнего солнцестояния древние германцы специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Вскоре еловые ветви заменило целое дерево. Ель подвешивали за корень к потолку: она символизировала солнце, освещающее землю, а корни дерева символизировали основу всего сущего. Таким образом земное как бы становилось отражением небесного. Среди германских народов существовал и древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами, цветными тряпочками и совершали вокруг нее новогодние обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечи, яблоки, сладости.

После крещения германских народов эти обычаи и обряды начали приобретать христианский смысл, а елочки, устанавливаемые в домах, стали обязательным атрибутом сочельника (канун Рождества). Теперь такая елочка называлась Рождественским деревом. Рождественские традиции ориентировались не только на взрослых, но все больше и больше на детей.

НАЧАЛО ТРАДИЦИИ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ, КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ СЕГОДНЯ, заложил Мартин Лютер, известный немецкий реформатор. Возвращаясь домой в канун Рождества, он был очарован красотой небосклона. Звезды сверкали даже между ветвями заснеженных веток деревьев, казалось, будто их кроны искрятся. Дома Мартин поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о Вифлеемской звезде. Мартин Лютер писал: “Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечнозеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова”.

В XVIII – XIX веках традиция украшения елки распространилась не только в Германии, но и Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании, а при Петре I – и в России. В 1699 году первый русский император издал указ, которым ввел новое летоисчисление – от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски – 1 января. Указом Петра I всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли в трактирах круглый год – отсюда и выражение “елки-палки”.

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай так понравился петербуржцам, что они стали устанавливать елки в своих домах. Отсюда эта традиция распространилась по всей стране.

В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать вокруг нее семейные торжества и детские праздники.

В Америку елка попала примерно в то же время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам. Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей-немцев. И уже буквально на следующий год каждый хотел иметь точно такое же дерево и в своем доме. А в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.

ЧТОБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ МАССОВЫМ ВЫРУБКАМ ЛЕСА, немцы первыми создали искусственные елки. Сначала эти елки делались из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет. Позже искусственные елки получили широкое распространение не только в Европе, но и Америке.

Во Франции брат Наполеона I Жером Бонапарт, будучи королем Вестфалии, наряжал рожденственскую елку яркими подарочными письмами, а придворные должны были их снимать. Первая елка была установлена во Франции в саду Тюильри. До сих пор во Франции в Провансе на елку вешают раскрашенные яичные скорлупки.

Традиций украшать елку множество. Но лучше всего положиться на собственную фантазию, дать волю воображению, и тогда дерево Рождества подарит вам аромат детства, счастье и радость, веселое настроение.

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Как новогодняя елка превратилась в рождественскую…

Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова.

«Привет тебе, милая любимая елочка!

Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов

и, залитая огоньками,

радуешь детские взоры,

как по древней легенде обрадовала

Божественные очи Святого Младенца».

К. Лукашевич, «Мое милое детство»

Уже с середины декабря в центре нашего поселка переливается разноцветными огнями новогодняя елка. На вечерней прогулке мой маленький сын сразу устремляется к ней и вздыхает: «асота» ( красота – перевод авт.)… «Подожди, сын, — говорю я, — будет красота и у нас. Самая настоящая красота, Рождественская…»

В детстве я очень любила Новый год. Вернее, не сам Новый год, а его ожидание, любила время подготовки к празднику. Мне нравилось обсуждать с мамой новогоднее меню, подписывать открытки близким, получать особое удовольствие от украшения новогодней елки, мечтать о подарках и…. ждать чуда. И с экранов телевизоров, и в разговорах взрослых мы все время слышали эти слова «новогодние чудеса», «новогодний случай», «чудо на Новый год». И каждый год я всё ждала этого чуда. Если лет до шести-семи «чудом» оказывались подарки под елкой, которые доставлял Дед Мороз, влетая в форточку ночью на маленьком вертолете (папина версия), то в школьном возрасте, уже просвещённая, что никаких Дедов Морозов нет, я ждала других чудес, настоящих. А их не было. Утром первого января я всегда просыпалась с грустным настроением от того, что чуда в очередной раз не произошло. Да, в новогоднюю ночь люди желали друг другу здоровья, счастья, звонили, поздравляли, а утром просыпались – и никакого чуда, всё как и накануне – и со здоровьем, и со счастьем, а у некоторых еще и голова болит….

Читать еще:  Молочай польза и вред

В юности я стала задумываться о том, что Новый год какой-то неправильный праздник. Вроде праздник, но непонятно, чему радоваться. Окружающие говорили, что смысл в том, что надо надеяться на лучшее, что следующий год будет лучше, чем предыдущий. Но сколько раз люди надеялись, а год оказывался еще хуже. Что такое Новый год? Почему он должен быть лучше? Может, мы вдруг станем добрее, милосерднее? Может, счастливыми, наконец, станем? Может, выздоровеем все одновременно? В последние годы люди с надеждой на счастье обратились к «восточным гороскопам», и почти каждый считает своим долгом определить, под знаком какого зверя будет происходить жизнь в следующем году, и что он нам, этот зверь, принесёт. Создана целая «звериная» индустрия. Смотришь на всё это, и хочется сказать: люди, люди, один и тот же зверь руководит нами каждый день, и мы ему добровольно поклоняемся. Этот зверь над нами похихикивает, а в каком он обличии — петуха ли, лошади, кабана – не так уж важно. Украшаем дома его плакатами, ставим на видные места разноцветные фигурки… и ждем, глупые, чуда…

С годами разочарование Новым годом всё росло. Новогодняя ночь превращалась в ночь разгула страстей, вседозволенности , вульгарности, пошлости. Новогодние корпоративы самыми настоящими «балами сатаны». А как еще можно назвать эти «чудесные» мероприятия, где чужие жены танцуют варьете перед чужими мужьями, а жены этих мужей во фривольных нарядах на других площадках разыгрывают в свою очередь двусмысленные «театральные сценки» с другими мужьями? А потом отрыв и разгул, суета и шабаш…

Я размышляла над этими вопросами, но каждый год снова и снова с середины декабря сама неизменно вступала в полосу предновогодней суеты, ждала праздника, надеялась на что-то … и неизменно разочаровывалась . Пока в моей жизни не произошло настоящее чудо — я стала верующей и обрела свою семью.

С приходом к вере я поняла, что жизнь свою надо менять, что та жизнь, которой живут все вокруг, вступает в полный разрез с жизнью христианской. Конечно, в начале любого пути пытаешься поменять внешнее, а потом начинает потихоньку меняться и внутреннее. Процесс этот долгий, но мелочей, мне кажется, нет ни в чем. К примеру, окончание рождественского поста приходится на самое развесёлое время новогодних каникул. Уже с конца декабря начинаются ёлки в школах, утренники в садиках, различные новогодние мероприятия, кругом только и разговоров, что впереди Новый год, кто и как его будет отмечать.

Я уже давно не ожидала чудес от Нового года. Самым главным чудом для меня стало Рождество Спасителя, чудесное Его рождение, которое умиляет, по-моему, любое доброе сердце… Мой старенький духовник, отец Евгений, Царство ему Небесное, однажды в конце декабря, оставшись после службы, разразился грозной проповедью по поводу того, что в домах людей уже светятся наряженные ёлки. « Что такое! – возмущался он искренне, — до Рождества еще две недели, а уже во всю всё мигает, переливается! Разве так можно?! Надо еще поститься, молиться, ждать до Сочельника и только потом ставить елку! В старые времена так и было. Помните историю о первой рождественской ёлке?», — прихожане из неофитов растерянно мотали головами. — «Эх, вы, — качал головой старик-священник , — в ту самую ночь, когда родился Христос и Дева Мария, спеленав, положила его в ясли, слетели с Неба два Ангела, чтобы взглянуть на Него и, увидев, как проста пещера, в которой Он родился, решили украсить ее. Один полетел на юг и набрал множество чудесных цветов: и роз, и магнолий, и азалий, и лотосов. А другой Ангел полетел на Север, там как раз была зима и все было под покровом снега. Только одна ёлочка стояла зелененькая. Ничего, — подумал Ангел, — что это деревце такое простенькое, пусть оно порадует младенца Христа. Украсили Ангелы пещеру Иисуса. Красиво и нарядно стало вокруг. В середине, в яслях, спал маленький Христос, и все любовались Им. Любовалась тихонько и маленькая ёлочка, но она очень грустила, что она так неказиста и не может украсить пещеру так же ярко, как эти чудесные цветы. Но вот проснулся Христос и потянул маленькие ручки к зелёной ёлочке и тут же спустилась с неба яркая звездочка и украсила вершину елки. А за нею сошли и другие, украсив остальные ветки. Ёлочка стояла счастливая, потому что в такой праздник никто не должен грустить. С тех пор и пошел обычай украшать каждый год на Рождество ёлки для маленьких детей. Вот и вы не спешите, дождитесь Сочельника и тогда украшайте», — закончил проповедь отец Евгений.

Я смотрела на этого 75-летнего старца и не знала, как реагировать на его призыв. Как можно придти домой и сказать детям: дети, всё, ёлку на Новый Год наряжать не будем, а будем украшать её к Рождеству?! Да, честно говоря, я и сама не очень была к этому готова. Но потом стала размышлять: если мы наряжаем ёлку на Новый Год, то никакая она не рождественская, а новогодняя, а вот если ёлочку нарядить перед самым Рождеством, то совсем другое дело. Ёлочка будет рождественская, и праздник будет самый настоящий, рождественский!

Конечно, мои дети к этому «новшеству» были совсем не готовы. Старший, ему было около шести, даже поворчал немного: ждать ему еще лишних пять-шесть дней до украшения совсем не хотелось, тем более и у бабушек, и у дедушек елки стояли уже наряженные. Но, поворчав, он успокоился.

В тот год мы первый раз наряжали ёлку в Сочельник, как это всегда делали наши верующие предшественники. Это было очень здорово! Начнем с того, что за ёлкой мы с папой поехали в питомник, и оказалось, что там валялось много бесхозных и уже никому ненужных елок. Вокруг ни души, ни сторожа, ни охраны. Мы, немного подумав, рассудили, что раз они уже никому не нужны, то можно взять одну, выбрали самую пушистую и большую и принесли домой. С какой радостью, с долгожданной радостью наряжали дети ёлку в тот год! Мы оказались причастными к нашей старинной русской традиции, и от этого было как-то тепло и радостно на душе, и приближающийся праздник ощущался более ярко. Вот он настоящий праздник, вот скоро и настоящее чудо – Рождество Христово! – подумалось мне.

В рождественскую ночь, когда мы пришли со службы, мне долго не удавалось заснуть от радости. Я лежала и любовалась маленькими, мерцающими в темноте огоньками на нашей самой настоящей рождественской ёлке. Душа ликовала и пела: «Христос раждается, славите…» Душа в тот момент была счастливой, как у ребенка, и хотелось благодарить Бога за то, что Он так щедро дарит нам Себя и Свои чудесные дары. Утром дети тоже сказали, что это Рождество, когда мы впервые нарядили ёлку в Сочельник, было очень радостным…

Потом в литературе я, конечно, много читала об украшении ёлки именно перед Рождеством. Даже тогда, когда в советские годы Рождество было запрещено праздновать, верующие люди все равно его отмечали. Наталья Соколова, в своей книге «Под кровом Всевышнего», в которой описывается жизнь верующих в 30-60-х годах ХХ века, вспоминала: «Ёлочку нам неизменно привозила в Сочельник Ольга Серафимовна – сестра закрытой в те годы Марфо-Мариинской обители. Рискуя своей свободой, она собственноручно срубала ёлочку в лесу, убирала её в наш огромный чемодан, везла поездом, тащила по улицам. До 36-года елки были запрещены как «буржуазный предрассудок». Однако Ольга Серафимовна считала своим долгом доставить нам, детям, это рождественское удовольствие. Мы благодарили её и с замиранием сердца всегда слушали её рассказы о том, как она, утопая в сугробах, добывала нам ёлочку: «Ночь, луна, волки воют…»

Читать еще:  Масло растительное нерафинированное полезные свойства

Или вот еще одно воспоминание Натальи Соколовой уже о своих детях: «В школах уже все отпраздновали новогоднюю ёлку, но дома я ёлочку не ставила. Я говорила детям: «Сейчас последняя неделя Рождественского поста. Наш христианский праздник еще впереди. Будем же послушны уставам Православной Церкви, веселиться и праздновать Рождество Христово будем 7-го января. Накануне Сочельника и мы поставим ёлочку в доме. У нас запахнет смолою, хвоей, украсим деревце, почувствуем Праздник. А пока – гуляйте, клейте игрушки, украшайте дом и с нетерпением ждите праздника…»

С того самого года, когда мы услышали проповедь старенького, уже почившего, священника мы всегда наряжаем ёлочку перед Рождеством. Может, кто-то скажет, что это не так уж важно. Не буду с ним спорить. Но мне кажется, это то самое малое, что мы можем сделать в память о тех, кто рисковал, наряжал елочку и праздновал Рождество даже в безбожные годы. Когда мы украшаем ёлку на Рождество, мы радуемся рождающемуся Христу, вспоминаем всех верных Ему, и обязательно вспоминаем почившего батюшку Евгения, который с любовью служил Богу и людям, много наставлял нас в вере и учил, что ёлочку надо наряжать в Сочельник, перед самым Рождеством…

Святки. История и значение Рождественской елки

Святки

Святками, или святыми днями, называют дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения . В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.

Раньше даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями, свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью. Наиболее распространенным среди этих обрядов была коляда, получившая свое название от латинского calendae (у древних римлян в эти дни проводили календы – праздник, отличавшийся особым весельем, чтобы, по поверью, таким прошел и весь год, отсюда происходит и слово календарь).

Постепенно колядование превратилось в народное празднование Рождества Христова. Колядовали на Руси так. По домам от хаты к хате ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду, сделанную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Их сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров. Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки.

Содержание колядок было очень разнообразным, но объединяло их одно: радостное возвещение о Рождении Спасителя и пожелание хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые колядующие благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее намеченной избе, все собранные дары делились между участниками и устраивался общий веселый праздник, часть собранного давали сиротам и бедным.

Веселию этих дней повод дает сама природа заметным увеличением продолжительности светлого времени после зимнего солнцестояния. Народная пословица: “На коляду дня прибыло на куриную ступню” (на полчаса).

С первой четверти XIX века городское население России стало также устанавливать на Рождество елки и устраивать на святках детские Рождественские праздники. Именно от святок происходит сохранившаяся поныне традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до Крещения. Ныне – начинаются с 1 января по новому стилю, с новогодья, но совершенно без какой-либо логики длятся те же двенадцать дней. И елка, перестав быть рождественской, всё еще привязана, как пленница у чежеземных оккупантов, к 1 января. Напомним же об исходной елочной традиции.

Как у нас появилась елка

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской елки начала несколько слов об истории ее появлении в России. Первая елка появилась у нас повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую “огненную потеху” устроил сам Петр , пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Елочный обычай этот также не сразу привился: елками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: “поднять елку” означало напиться, “идти под елку” – идти в кабак.

Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества елками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский “Санта Клаус”. Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским , праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай как один из наиболее почитаемых святых не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как “Дед Мороз” – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Елочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как веселое продолжение Рождества после долгого поста.

Читать еще:  День рождения 18 лет в стиле. Сценарий совершеннолетия для девушки — Только про любовь

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без елок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные елки на Рождество в советской России были запрещены как “религиозный пережиток”. Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые домашние советские детские елки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь , приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как “религиозный пережиток” даже семидневную неделю . В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству елки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая “сознательность”.

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной “ленинской гвардией” в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского “Деда Мороза” (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка “Снегурочка”. С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-“рождественскими” русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями “светлого будущего” в телеобращениях партруководства и развлекательными “голубыми огоньками”, превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на “новогодних елках” в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста. А теперь на этом фоне вспомним о православном значении Рождественской елки.

Символическое значение Рождественской елки

История говорит нам, что обычай ставить украшенную елку в это время года ведет свое начало со времен язычества. По воззрениям древних язычников, украшенное плодами и светильниками дерево в это время года, соответствующее времени наших святок, служит символом поворота солнца на лето, когда заметно увеличивается продолжительность дня и мы знаем, что под живительным действием солнечных лучей вскоре всё в природе после мертвенной зимней спячки вновь оживет и расцветет, чтобы дать плоды, питающие нас. Устройство елки именно в это время года было издавна приветом возрождающемуся солнцу, дарящему людям жизнь.

Вероятно, и в нынешнее время для нехристиан и атеистов устройство елки имеет подобное символическое значение – ибо как раз на Новый год принято желать “нового счастья”, “исполнения всех желаний”, “успехов в работе”, материального благосостояния и т.п. Сохранилось даже языческое дохристианское поверье, что встреча Нового года имеет роковое значение для всего годового периода: мол, как встретишь Новый год – так его и проведешь; поэтому непременно надо праздновать как можно веселее, сытнее и разгульнее.

Но для православного человека всё, сотворенное Богом и само мiроздание, имеет более глубокий смысл: у нас елка – не чувственный привет солнцу и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого солнца, Творцу мiра и человека за Его духовные дары: “Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!”. Такими словами в Рождественском песнопении мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришел оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. То есть у нас всё должно твориться во славу Божию, включая все наши празднования.

Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. По этой же причине, как известно, ельником устилают при похоронах путь умерших к месту последнего упокоения в надежде воскресения и жизни вечной. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией и благостью Которого мы имеем возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии Небесном.

Елка напоминает нам также о состоянии рода человеческого до Христа. За грех непослушания Богу Адам и Ева лишились блаженства в раю, где находилось древо жизни , имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами. После изгнания из рая прародителей наших у входа в него был поставлен херувим с огненным мечом, преграждая смертным изгнанникам доступ к древу жизни. И так продолжалось до пришествия Христа, отверзшего людям двери в рай.

Это благодеяние Христа так воспевается Церковью в рождественском песнопении: “Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе [возвещая совершившееся таинство] средостение градежа [стена, служившая преградой] разрушися, пламенное оружие плещи дает [обращает в тыл, удалено], и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от него же произгнан бых преслушания ради” (Стихира на “Господи воззвах”). Вот о чем напоминает и проповедует нам вечнозеленая елка.

А восьмиконечная звезда, которой мы увенчиваем это древо, означает ту звезду, которую волхвы видели на Востоке и которая привела их ко Христу, чтобы поклониться Ему – Солнцу Правды . Подарки же, раздаваемые у елки, напоминают, с одной стороны, о дарах волхвов, принесенных Царю Христу, а с другой стороны, – “обилия благодати и дара праведности”, которых нас удостаивает Спаситель, чтобы мы могли избегнуть смерти для жизни вечной (Рим. 5:17).

Использована: “Православная Русь” (Джорданвиль, 1981, № 24).
М. Назаров

Источники:

http://mostga.am/kultura/istoriya-rozhdestvenskoj-elki-334.html
http://azbyka.ru/deti/kak-novogodnyaya-elka-prevratilas-v-rozhdestvenskuyu
http://zen.yandex.ru/media/id/5df3c19398fe7900af1747ef/5e1487563f548700ad63db83

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии