Детские сады Ф. Фребеля. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

0

Детские сады Ф. Фребеля. Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

Алина Царькова
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Вклад в развитие дошкольного образования

Фридрих Фрёбель родился 21 апреля 1782 года в семье пастора в Обервейсбахе. Он был шестым ребёнком в семье. Мать умерла, когда Фридриху было 9 месяцев. Эту раннюю потерю Фрёбель переживал всю жизнь, так как его воспитанием в семье никто не занимался.

Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался малоспособным. Но он много читал, собирал растения, определял их, занимался геометрией.

С 1799 года он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Прослужив несколько лет делопроизводителем в разных лесничествах, Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне с целью изучить строительное искусство. Здесь он познакомился с Грунером, старшим учителем образцовой школы, часто беседовал с ним о разных педагогических вопросах и, заняв место учителя в его школе, всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1808 году Фрёбель переселился в Ивердон и поступил учителем в школу известного швейцарского педагога Песталоцци.

Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в Гёттингенский университет, а затем в Берлинский.

Когда началась война 1813 года, он вступил волонтером в действующую армию.

13 ноября 1816 года Фрёбель открыл в Грисгейме первое учебное заведение для мальчиков, организованное по его системе.

В 1818 году Фрёбель женился. Его жена увлеклась его идеями и пожертвовала на их осуществление все свое состояние.

Постепенно школа Фрёбеля начала процветать. В 1821 – 1825 годах в ней насчитывалось около 60 воспитанников. К этому периоду относится составление главного литературного труда Фрёбеля: «О воспитании человека», напечатанного в 1826 году. В этой работе он впервые описал систему учебных средств для маленьких детей.

В 1836 – 1837 гг. Фрёбель разрабатывает план элементарной школы при сиротском доме в Бургдорфе. В этом плане изложена педагогическая система воспитания.

В 1838 – 1839 гг. Фрёбель путешествует по городам Германии со своими публичными лекциями о школе для детей.

В 1838 -1840 гг. он издаёт «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей».

В 1839 г. Издаётся его известная книга «Материнские и ласкательные песни».

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом».

Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад»? Ф. Фрёбель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребёнка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе», работающих в нём педагогов назвал «садовницами».

Воспитательниц и нянь для детских садов специально обучали.

Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей. Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».

В 1844 г. Выходит в свет его вторая крупная работа «Сто песен к играм в мяч». Песни и игры использовались в практике детского сада.

В 1849 – 1850 гг. Фридрих Фрёбель объехал крупные города Германии с лекциями о распространении идеи о детских садах. В это же время во многих городах Германии открываются детские сады по системе Фрёбеля. Его педагогические идеи вошли в единую систему образования от детского сада до университета.

22 сентября 1851г. по идеологическим мотивам все детские сады в Германии были закрыты, Фрёбель принял этот удар стойчески и сказал: «Будем усердно работать, а труды не пропадут даром».

21 июня 1852 г. Фридрих Фрёбель скончался в г. Мариентале.

Его надгробие выполнено в виде трёх фигур – куба, цилиндра и шара. Это его идеи об единстве и многообразии мира и одновременно это памятник первым в мире дидактическим игрушкам для дошкольников.

Идеи Фрёбеля не умерли вместе с ним. Его ученики, соратники продолжали распространять его идеи по всему миру. Детские сады в 19в. появились в Швейцарии, Англии, США, России. В 1860 г. в Германии детские сады вновь были открыты.

На основании педагогической системы Фрёбеля разработаны многие современные дошкольные пособия: кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, Монтессори материалы и др.

Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически, до сих пор используются в детских садах.

Фрёбель изобрёл систему раннего развития, основанную на т. н. «дарах», которые впоследствии получили его имя.

Первым даром, (рекомендовано с 2 месяцев) по его мнению, является мяч.

Фребель замечал, что шар наиболее удобен ребенку, и шар является «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности и т. д.

Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый (всего 7 мячей). К каждому мячу прикреплена ниточка.

Раскачивая шарик в разные стороны, приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», ребенок знакомится с пространственными представлениями.

Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. (Возраст с 2 лет). Диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Занятие по Фрёбелю со вторым даром

1) Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.

2) Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.

Выявление, фактов: 1. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. 2. В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). (Возраст: от 4 лет). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»);

Читать еще:  Спорыш полезные свойства и противопоказания

Фрёбель предлагает три основных типа занятий:

1)Жизненные формы. Этот тип занятий подразумевает конструирование предметов из окружающей жизни. (Стол, стул, ворота).

Дети могли их сделать по образцу, по картинке.

2)Изящные формы. При занятия изящными формами, ребенок выкладывает кубики в виде различных симметричных абстрактных узоров.

При занятиях с жизненными и изящными формами следует соблюдать правила: – Готовые фигуры не разрушаются; – Новые фигуры создаются путем трансформации предыдущей фигуры.

Такой конструктор позволяет научить ребёнка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями над, под, вверху, внизу, справа, слева, узнать понятия длины, ширины.

3)Математические формы предполагают использование кубиков в качестве счетного материала.

Четвертым даром Фрёбеля являются 8 деревянных плиток. (Возраст с 4 лет). Длина каждой плитки вдвое больше, чем ширина. Ширина каждой плитки вдвое больше, чем толщина. Если два ряда, по 4 плитки каждый, положить рядом, то получим куб. Этот куб по размерам должен быть равен кубу из 8 кубиков третьего дара.

Начинать занятие с четвертым даром рекомендуется спустя полгода после знакомства с третьим.

Занятия с четвертым даром аналогичны занятиям с кубиками третьего дара (жизненные, изящные и математические формы). Для них остаются все те же правила.

Пятый дар состоит из 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы. (Возраст: с 5 лет). Три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Если построить из всех частей куб, то он должен по размерам быть равен кубам третьего и четвертого дара.

Шестой дар является продолжением четвертого дара и состоит из 27 маленьких плиток, шесть из которых разделены на более мелкие части. (Возраст: с 6 лет). Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Шестой дар позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма. Толщина плиток позволяет конструкциям в большой степени походить на настоящие.

При строительстве соблюдаем те же правила: строим не разрушая, а преобразовывая существующую постройку. После постройки каждого объекта беседуем. В ходе беседы обсуждаем реальный объект, повторяем его назначение, свойства. Затем сравниваем реальный объект с получившейся моделью, выделяем её сходства, отличия и функционал. Для взрослого это очевидные вещи, но ребенку необходимо осознать всю эту информацию, поэтому её очень полезно проговаривать вслух.

Дар седьмой: цветные фигуры. (С 5 лет)

Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию; развивает воображение. Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.

Дар восьмой: палочки. Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение: используется для введения идеи периметра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Дар девятый: кольца и полукольца.

Цель: представляет идею кривой Применение: используется для введения идеи края цилиндра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Дар десятый: мозаика.

Цель: демонстрирует, что линия состоит из точек.

Одной из основных задач игры с мозайкой является изучение сочетания цветов и составление цветных узоров.

Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности.

Почему Фрёбель – педагогика популярна и сегодня в мире

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля основана на математике, эстетике и взаимодействии с природой. Именно поэтому та среда, которую он разработал, не подвержена влиянию времени;

В последнее время систему детского образования, основанную на принципах Фрёбель – педагогики всё чаще называют «устойчивой системой образования воспитания детей раннего возраста»;

Сложные задания и игры, которые впервые предложил Фрёбель являются примером наиболее эффективного метода саморазвития и самовоспитания детей от рождения до школы;

Влияние игры на качество образования в детских садах доказали долгосрочные международные исследования.

Доклад по дошкольному воспитанию “Вклад Фребеля в дошкольную педагогику”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад по теме: «Вклад Фребеля в дошкольную педагогику».

Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения дошкольников является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов. О собую значимость приобретает формирование у ребенка не только определенных знаний, навыков и умений, но и развитие предпосылок к универсальным учебным действиям (УУД) [1].

УУД рассматриваются рядом исследователей как действия, направленные на общее развитие человека, развития его умения и желания учиться, мыслить. При помощи УУД ученики приобретают способность к критическому мышлению, их кругозор значительно расширяется, они могут учиться и находить интересующую информацию самостоятельно, без помощи учителя и любой другой посторонней помощи. Особое внимание уделяется такой компетенции как умение учиться [2].

Современная педагогика в системе дошкольного образования сегодня оказывает непосредственное воздействие на уровень образованности и воспитанности каждого ребенка в отдельности и общества в целом, является инструментом внедрения передовых теоретических разработок. Именно как прикладная наука педагогика использует все существующие приемы и методы работы в повседневной практической деятельности [3].

Проблематика исследования. Несмотря на все изменения, произошедшие в системе дошкольного образования, ее первоистоки, основные направления и педагогические взгляды, остаются неизменными. В основе любой педагогической системы лежат основополагающие знания, которые были заложены еще 1800-1900 годах. В поиске новых педагогических идеалов и творческих идей, мы вновь и вновь возвращаемся к истокам классической отечественной педагогики. До сих пор не одно поколение педагогов дошкольного образования ищет вдохновения и новых знаний путем осмысления тех основополагающих идей, которые были заложены педагогами-новаторами, выдающимися исследователями и великими воспитателями. Одним из таких людей был немецкий педагог, теоретик дошкольного образования, создатель понятия «детский сад» Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 — 21 июня 1852).

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что педагогические взгляды Ф. Фребеля могут быть источником богатейшего опыта и вдохновения. Его труды содержат основополагающие сведения, которые отражают основные постулаты дошкольной педагогики, и остаются актуальными и сегодня. Дидактические материалы, разработанные им, известны как «дары Фребеля» и применяются и в настоящее время.

Цель исследования – апробировать на практике и доказать актуальность утверждений Ф. Фребеля, и эффективность применения разработанного им дидактического материала.

Читать еще:  Оранжевый цвет сочетается. Сочетание оранжевого цвета с другими цветами: идеи интерьера

1. Изучить педагогическое наследие Ф. Фриделя

2. Рассмотреть основные «дары» Ф. Фребеля.

3. Выделить основные положения, касающиеся организации обучения и воспитания детей в детском саду.

4. Разработать и провести педагогический эксперимент, направленный на практическое применение педагогических идей Ф. Фребеля в ДОУ.

5. Обобщить полученные результаты проведенного исследования и сформулировать выводы.

Состояние вопроса. Основополагающими источниками для написания работы стали труды Фридриха Фребеля и их анализ. В частности, использовался электронный ресурс «педагогическая деятельность и теория Ф. Фребеля» [11], в котором подробно изложены основные педагогические идеи Фребеля, приведен их краткий анализ. Также описано дидактическое пособие, предложенное им. В журнале «Город детства» И. Королева [7] подробно рассматривает систему дидактических игр Ф. Фребеля, анализирует сущность понятия «детский сад», сравнивая представления о нем, сложившиеся в современном обществе и тот смысл, который вкладывал Ф. Фребель (которого можно считать основателем первого детского сада).

К трудам Ф. Фребеля обращаются многие исследователи и практикующие специалисты, поскольку в них можно обнаружить множество идей по обучению и воспитанию дошкольников, которые не теряют своей актуальности и сегодня. Например, роль игры в развитии ребенка рассматривает Косимова Т.А. в своей статье «Игра в жизни дошкольника» [8]. К исследованию игровой деятельности обращаются многие специалисты современности, в частности: Козлова С.А., Куликова Т.А. [7], Запорожец А.В. [12]. Важность общения со взрослыми, необходимость развития познавательной активности у детей, важность организации познания и общения посредством игровой деятельность подчеркивают в своих трудах Антонова Т.В. [1], Бычкова С.С. [2], Клюева Н.В. [5], Лисина М.И. [9].

Безусловно, многие ученые современности, р азрабатывая собственные подходы к решению проблемы обучения дошкольников в детском саду, опираются на продуктивные идеи Ф. Фребеля. Каждый из нас, прочитав труды Фребеля, может найти что-то интересное и важное для построения собственной практики. А к Фридриху Фребелю можно относиться с чувством большого уважения уже только за то, что он по сути сделал дошкольную педагогику наукой и, по словам Б. И. Хачапуридзе, положил начало разным течениям теории и практики детских садов, к одному из которых относилась система Монтессори.

Ф. Фребель по праву считается великим педагогом первой половины 19 века. Ему отводится важная роль в развитии теории и практики дошкольного образования. Во-первых, он всегда относился к ребенку, как к важному участнику педагогического процесса, как к личности, которая принимает активное, непосредственное участие в образовательном процессе.

При этом главным аспектом педагогической деятельности он считает познавательное развитие ребенка, которое происходит благодаря действию.

В качестве первой ступени такого образования он рассматривал детский сад, представляющий собой учреждение по развитию и уходу за ребенком возрасте от 3 до 7 лет. Примерно с 30 голов, Ф. Фребель всерьез занялся исследованием проблем дошкольного воспитания, чтобы поднять эту ступень до уровня фундаментальной, основной единицы образования личности, с которой и начинается ее развитие.

Введенный им термин «детский сад» отражал всю сущность педагогического процесса и стиля обучения детей. Он характеризовал детский сад как учреждение, в котором ребенка лелеют, подобно «саженцу, который требует ухода и выращивания со стороны педагогов». Вместе с тем, сад – часть естественного мира, окружающей среды, природы, приносящая чувство защищенности, значимости, хорошего самочувствия. При этом основная роль отводилась игре.

Нами было проведено практическое исследование

Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения. Целью исследования была апробация методики, в основе которой лежало применение дидактического пособия «дары Фребеля». Показателем эффективности дошкольного образования были коммуникативные навыки, познавательный интерес, развитие культуры речи. В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте 5-6 лет, а также их родители. Исследование проходило в 3 этапа [15]:

1 этап – констатирующий эксперимент, который дал возможность определить начальный уровень коммуникативных навыков, речевой и познавательной активности дошкольников.

2 этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была разработана и проведена технология игрового воспитания с использованием «даров Фребеля». В качестве технологии были предложены игры-занятия для проведения в условиях детского сада и в семье.

3 этап – контрольный эксперимент, в ходе которого оценивали изменения в уровне коммуникативных навыков, речевой и познавательной активности дошкольников после проведения эксперимента.

В ходе формирующего этапа нами было рассмотрено дидактическое пособие Ф. Фребеля.

Первый дар Фребеля

Это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх – вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик – нет мячика») [14]. Первый дар представлен на рис.1.

Педагогическая система Фридриха Фрёбеля

Массовое дошкольное образование существует в мире уже более ста лет (в нашей стране с 1917 года), и за это время оно стало чем-то обыденным и очевидным. Мы говорим «детский сад» и даже не задумываемся, что это словосочетание сравнивает детей с растениями. Откуда взялась сельскохозяйственная метафора?

В английском языке детское дошкольное учреждение называется так же, как и в русском – Kindergarten. Это простейшее языковое сопоставление даёт нам направление, в котором нужно копать. Там, где в русском языке буквально перевели иностранное выражение, в английском полностью заимствовали немецкий оригинал. Родина детских садов – Германия. Постараемся разобраться, как, когда и благодаря кому между Рейном и Одером возникла идея таких учреждений и как она изменила мир культивации, продолжая пользоваться языком земледелия, новых людей.

Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля

Выражение «детский сад» принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю и было придумано в 1840 году для обозначения своего революционного по тем временам дошкольного учреждения в Тюрингии. Фрёбель использовал слово «сад», так как сравнивал детей с нежными садовыми растениями, которые вырастают только благодаря сознательным и неустанным усилиям садовников. Собственно, суть этой метафоры не в детях – цветах жизни, – а в необходимости для детского развития хороших садовников-воспитателей. Мысль для первой половины 19 века нетривиальная: тогдашние взгляды на детство как на особый этап взросления человека не отличались ни широтой, ни какой-то особой изощрённостью. Большинство приютов принадлежало церкви (католической или протестантской), в них царили дисциплина и послушание вкупе с обязательными молитвами и присущим такому способу воспитания ханжеством. Необходимость профессии педагога была неочевидна.

Здесь стоит сделать отступление и напомнить, что сама идея детства – изобретение Нового времени. Как отмечает французский историк семьи и семейной жизни Филипп Арьес, до 17 века ребёнок воспринимался как «маленький взрослый». И у крестьян, и у королей не существовало каких-то табу на информацию или отношения между людьми в присутствии малышей. В первую очередь это касалось таких полузакрытых ныне для детей тем, как смерть и секс. В отношении последнего считалось, что до момента полового созревания детям это просто неинтересно, но взрослым себе отказывать не стоит. К середине 17 века католические и протестантские моралисты сумели переломить эту пантагрюэлевскую средневековую непосредственность в пользу христианской идеи чистоты и святости детства. Понятие детства как особого состояния человека завоевывает умы, но это понятие было лишено движения. Ребёнок виделся религиозным учителям существом без страстей и грехов. Младенец Иисус с икон и возрожденческих картин – вот идеальный ребёнок. Разумеется, познающий мир пытливый детский ум постоянно разрушал статичный идеал, и в ход шли розги и прочие способы дисциплинирования. Здесь можно вспомнить классического литературного персонажа Тома Сойера, которому интересно блуждать по окрестностям своего городка, в то время как учителя воскресной школы пытаются заставить его жить картинами и стихами Писания. Если средневековый «маленький взрослый» участвовал в человеческом общежитии наравне со старшими, без скидок на возраст, то нововременному ребёнку вообще отказывают в таком участии.

Читать еще:  Как сделать молот тора из картона

Становление системы педагогического воспитания дошкольников Фрёбеля

В этих условиях в педагогику приходят Фридрих Фребёль и его швейцарский учитель Иоганн Песталоцци. Песталоцци, основываясь на просветительских идеях существования естественных законов природы, создаёт первую целостную концепцию воспитания детей. Согласно ему, задача педагогики – воспитывать и образовывать ребёнка сообразно человеческой природе, выражающейся в способностях мыслить, создавать и чувствовать. Это был кардинальный разрыв с предшествовавшим христианским обучением, которое считало нужным подчинить потенциально греховную натуру человека своей картине мира. Фрёбель, преподававший и одновременно обучавшийся в школе Песталоцци два года, перенёс его идеи на почву немецкого идеализма Канта и Фихте.

Педагогические идеи Фрёбеля не сразу оказались востребованы. Сперва, как и всякий новатор, он столкнулся с сопротивлением немецкого учительства и государства, которые обвиняли его ни много ни мало в потворстве атеизму. Будучи скорее изобретателем и преподавателем, Фридрих Фрёбель был не очень хорошим популяризатором своего метода. Из-за этого его карьера переживала взлёты и падения, сам он переезжал из одной части Германии в другую. Вместе с ним не могли устояться и его детские сады, которые то открывались, то закрывались. Только после смерти Фрёбеля его педагогические идеи получают признание. В 1859 году, через семь лет после смерти педагога, в Берлине возникает фрёбелевское общество, которое занимается распространением этой системы.

Особый вклад в популяризацию детских садов внесла Лина Моргенштерн – детская писательница, педагог и деятель немецкого феминистского движения того времени. В этот период вопросы дошкольного обучения, всеобщего школьного образования, женский и рабочий вопросы рассматривались прогрессивными умами в качестве звеньев одной цепи экономической и политической отсталости, поэтому неудивительно, что реформаторы педагогики занимали активную позицию и по остальным кричащим вопросам современности.

В 1860 году Моргенштерн пишет книгу «Рай детства» – первый систематический учебник по методу Фрёбеля. Постепенно этот метод завоевывает всю Германию, став национальной немецкой системой дошкольного обучения, а затем начинает шагать по миру. Вторая половина 19 века – время, когда немецкая школа и детский сад считались образцовыми, в них видели залог экономических успехов Германии. В наибольшей степени влиянию немецких педагогических идей подверглись страны, в которых существовала устойчивая германофильская традиция импорта интеллектуальных новинок, в том числе Россия. Рождавшаяся в то же время отечественная педагогика испытала огромное влияние идей Фрёбеля, а его последовательниц здесь называли фребеличками.

6 даров Фрёбеля

Для Фрёбеля взросление человека – это процесс самораскрытия заложенных в нём способностей, который соответствует природным законам «божественного начала». С точки зрения педагога, внутренний мир ребёнка может раскрыться только во взаимодействии с миром внешним, а значит воспитатель должен такое взаимодействие провоцировать. Лучшим способом этого Фрёбель считал игру и разработал для детских игр систему из шести «даров», которые бы помогли ребёнку получить знания о базовых категориях (наиболее общих понятиях) нашего мира.

Что же представляют собой дары Фрёбеля? Первый дар – это небольшие разноцветные мячи на ниточках. С их помощью ребёнок учится различать цвета и получает первое представление о форме. Второй дар Фрёбеля – куб, шар и цилиндр, у которых диаметр шара и основания цилиндра, а также сторона куба одинаковые. Этот дар развивает понятие формы и размера. Третий, четвёртый, пятый и шестой дары состоят из более крупных кубов, разделённых на мелкие кубики, плитки, пирамиды всевозможных вариаций. Задача даров Фридриха Фрёбеля кроме углубления представлений ребёнка о геометрии – создать у него представление о целом и его частях и отношениях между ними. Отголоском этой системы даров является такая всем знакомая по советскому детскому саду игра как кубики. Таким образом, Фребёль ставит перед собой очень амбициозную задачу – на практике работать с абстрактным мышлением детей.

Педагогические системы Фрёбеля и Монтессори

Когда полвека спустя Мария Монтессори создавала свой метод, школа Фрёбеля была уже общераспространённой. В предисловии к английскому тексту «Дома ребёнка» американский учёный и педагог Генри Гольмс называет фрёбелевские дошкольные заведения «консервативным детским садом», противопоставляя его детскому саду либеральному, а также домам детства Монтессори. В работах самой Монтессори уже не найти ссылок на Фрёбеля, равно как и его критики – его система стала прочным фундаментом современной педагогики, который можно дополнять или исправлять, но невозможно отрицать полностью. Тем более, что между педагогическими системами Монтессори и Фрёбеля огромное количество общего, даже некоторая преемственность. Прежде всего, это педагогические системы, покоящиеся на прочном отрефлексированном философском основании. Это позволяет им в модифицированном виде жить даже век спустя после смерти своих основателей.

Как и Фрёбель, Мария Монтессори стремилась выявить скрытые в детях творческие способности, сформировать нового человека – и в этом смысле она идёт гораздо дальше обычной системы дошкольного образования, смысл которой обыкновенно видится в подготовке к школе. Наконец, как и фрёбелевские «дары» «монтессорный» дидактический материал – это не просто вспомогательный инструмент для игры, а едва не центральное место педагогического метода. Учитывая, какой степенью свободы обладает ребёнок в домах детства, Монтессори-педагоги в не меньшей степени, чем фрёбелевские, могут претендовать на звание «садовников детства».

Посмотрите наше видео с переводом о Фридрихе Фрёбеле и его дарах на нашем канале.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/fridrih-vilgelm-avgust-fryobel-vklad-v-razvitie-doshkolnogo-obrazovanija.html
http://infourok.ru/doklad-po-doshkolnomu-vospitaniyu-vklad-frebelya-v-doshkolnuyu-pedagogiku-3171188.html
http://mchildren.ru/pedagogicheskaya-sistema-fridriha-fryobelya/

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии