Брак и семья: разграничение понятий. Урок обществознания “семья как социальная группа

0

Брак и семья: разграничение понятий. Урок обществознания “семья как социальная группа

“Семья и брак”
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Цели урока:

1 .Показать роль семьи в жизни человека.

2.Сформировать умение определять цель создания семьи ,находить причины семейных конфликтов.

3.Сформировать у учащихся четкое осознание правового регулирования семейных отношений.

В ходе урока учащиеся должны узнать, что :

-семья ВСЕГДА почиталась как большая ценность

-семья накапливает и передает следующим поколениям опыт и ценности.

-психологический климат в семье определяет самочувствие человека, крепкая и дружная семья –источник стабильности в обществе.

-семейный кодекс – регулирует семейные отношения и стоит на страже семьи.

Учащиеся должны усвоить понятия:

-УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

-УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Тема сегодняшнего урока «Семья и Брак» – очень актуальна. Во-первых , институт брака и семьи считается базовым социальным институтом , а во-вторых – каждый из нас является частью семьи .

Семья веками почиталась как важнейшая ценность .Она как маленькая вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее чем написать книгу ,сделать открытие. А уж управлять семьей -тут тебе и наука и искусство ,и даже особое ремесло.

Раз семья – вселенная ,пусть даже маленькая, должны существовать и загадки вселенной .

И они действительно существуют:

– что такое семья ?

– зачем люди создают семьи?

– из чего складываются семейные отношения?

1.СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Любая дорога начинается с первых шагов , здание с фундамента .а человек становится человеком только в семье.

Как вы понимаете эти слова ? Согласны с ними ?

Давайте вместе заполним схему.

Вопрос классу : Что объединяет членов семьи?

Ответ : Эту маленькую социальную группу объединяют родственные отношения , Забота общий быт взаимоответственность.

Вопрос к классу : Почему люди стремятся создать семью ?

Ответ : Потому , что:

– лекарство от одиночества

-желание иметь детей.

Вопрос к классу? Может ли человек жить без семьи не испытывая трудности ?

Ответ : Нет (и почему )

СЕМЬЯ-ЭТО МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАА ГРУППА , ОСНОВАННАЯ НА РОДСТВЕННОМ СОЮЗЕ (ПО БРАКУ И КРОВИ ) .ЧЛЕНЫ СЕМЬИ СВЯЗАНЫ ОБЩИМ БЫТОМ,ВЗАИМНОЙ ПОМОЩЬЮ, МОРАЛЬНОЙ ИПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.

2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ

Немаловажен и такой аспект как психологический климат семьи (быт)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля

Но Еве сказал перед свадьбой Адам :

“Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя ?”

И Ева тихонько ответила “Я”

-«Кто платье сошьет ,постирает белье ,меня приласкает ,украсит жилье ?

Ответь на вопросы , подруга моя.»

« Я , Я ,Я,- Ева молвила : «Я»

И так на земле появилась семья.

Задание классу: запишите всех членов своей семьи, а затем распределите обязанности между ними.

Можно ли сказать, что ваши записи опровергают текст стихотворения ?

Каждый ли член вашей семьи имеет свой участок работы ?

Как вы понимаете «психологический климат семьи ? что это значит -?

ЧТОБЫ СЕМЬЯ БЫЛА КРЕПКОЙ И НЕ РАЗБИЛАСЬ О БЫТ, ДОЛЖНО БЫТЬ ЧЕТКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ВСЕМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ.

В современной жизни изменилось положение женщины в семье и в обществе. Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растет образованность, расширяется круг интересов.

Поэтому там, где ВСЕ заботы лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями общения, там царит раздражение, непонимание.

В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений :

3.14. Семья и брак

3.14. Семья и брак

Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт.

1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).

2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.

Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.

Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.

Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).

Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.

Читать еще:  Что написать девушке которая нравится в контакте в интернете. Секреты знакомства с парнем вконтакте

Социальные функции семьи

* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.

* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.

* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.

* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.

* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.

* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.

* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.

* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.

Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.

* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);

* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);

* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;

* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);

* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;

* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.

Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.

Социальные функции, свойственные браку

– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;

– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;

– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;

– регулирование отношений между семьей и государством;

– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).

1. По критериям доминирования в семейной организации:

Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.

Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.

Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.

2. В зависимости от сложности семейной структуры:

Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).

Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.

3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).

Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная.

Признаки патриархальной семьи

• Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.

• Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.

• Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.

• Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.

• Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).

• Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.

Читать еще:  Почему вредно кипятить воду несколько раз

• Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.

В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.

Признаки эгалитарной семьи

• Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).

• Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.

• Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.

• Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.

• Индивидуальное планирование рождаемости.

• Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.

• Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.

Основные признаки кризиса современной семьи

– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.

– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.

– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.

– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.

– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.

– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.

– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:

1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».

2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.

3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.

4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.

5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».

6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».

7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Семья как социальная группа и институт

Одна из теорий возникновения государства сводится к «копированию» государством семейных отношений. Поэтому семья как институт общественной жизни необыкновенно важна. Что такое «семья» и «брак»? Что понимается под понятием «жизненный цикл семьи»? Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе этого урока.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный инсти­тут. В качестве малой группы она удовлетворяет личные пот­ребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регу­лируется как брачно-семейным законодательством, так и мо­рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функция­ми семьи понимается способ проявления жизнедеятельнос­ти и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу ис­тории менялись: они обусловлены социально-экономически­ми особенностями общества.

– Репродуктивная (от лат. productio – производ­ство) – биологическое воспроизводство населения на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях на личностном уровне.

Читать еще:  Полезно ли плакать при стрессе

– Социализации – формирование индивида как личности.

– Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за деть­ми и престарелыми членами семьи.

– Экономическая – материальная поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов семьи.

– Социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наслед­ственными статусами – национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.

– Эмоциональная – оказание психологической поддержки чле­нам семьи.

– Защитная – физическая, экономическая, психологичес­кая защита членов семьи.

– Духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи.

– Досуговая – организация рационального досуга, вза­имообогащение интересов членов семьи.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак, начало деторождения, рождение последнего ребёнка. (Рис. 1)

2. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка. (Рис. 2)

Рис. 2. Брак ребенка

3. Смерть одного из супругов. (Рис. 3)

Рис. 3. Смерть супруга

Виды семей:

1. По характеру брака: моногамные и полигамные.

Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола: (рис. 4)

Рис. 4. Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами (Источник)

Рис. 5. Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья) (Источник)

2. По составу: индивидуальные (одна брачная группа) и «составные» (две или несколько брачных групп).

3. По характеру верховенства власти в семье: патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов). (Рис. 6, 7)

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная фор­ма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их ин­тимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственни­ками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возни­кающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В Российской Федерации правоотношения в области се­мьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками явля­ются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законо­дательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

– добровольность брачного союза мужчины и женщины;

– равенство прав супругов в семье;

– разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

– приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

– обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не­совершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процесса­ми индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Мож­но отметить, что сегодня происходят процессы трансформа­ции семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции раз­вития современной семьи:

• сокращение ведущих позиций семьи в социализации ин­дивидов, в организации их досуга;

• изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

• сокращение числа патриархальных семей;

• развитие семьи партнерского типа, в которой осущест­вляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

• разрушение многопоколенной (расширенной, родствен­ной) семьи;

• преобладание нуклеарной семьи;

• разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

• рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семей­ных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008. – 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Прочитайте учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и дайте ответы на вопросы 1–6 на с. 112.
  2. Дайте определение таким понятиям: семья и брак как социальный институт.
  3. Как вы думаете, какие изменения переживает современная семья? Приведите собственные примеры.
  4. Выполните задания учебника Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс 1–5 на с.
  5. Прочтите учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и выполните задания к нему на с. 112–113.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/02/24/semya-i-brak
http://info.wikireading.ru/35327
http://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/11-klass/sotsialnaya-sfera-zhizni-obschestva/semya-kak-sotsialnaya-gruppa-i-sotsialnyy-institut

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии