Брак и семья: разграничение понятий. Урок обществознания “семья как социальная группа
Брак и семья: разграничение понятий. Урок обществознания “семья как социальная группа
“Семья и брак”
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
Цели урока:
1 .Показать роль семьи в жизни человека.
2.Сформировать умение определять цель создания семьи ,находить причины семейных конфликтов.
3.Сформировать у учащихся четкое осознание правового регулирования семейных отношений.
В ходе урока учащиеся должны узнать, что :
-семья ВСЕГДА почиталась как большая ценность
-семья накапливает и передает следующим поколениям опыт и ценности.
-психологический климат в семье определяет самочувствие человека, крепкая и дружная семья –источник стабильности в обществе.
-семейный кодекс – регулирует семейные отношения и стоит на страже семьи.
Учащиеся должны усвоить понятия:
-УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК
-УСЛОВИЯ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Тема сегодняшнего урока «Семья и Брак» – очень актуальна. Во-первых , институт брака и семьи считается базовым социальным институтом , а во-вторых – каждый из нас является частью семьи .
Семья веками почиталась как важнейшая ценность .Она как маленькая вселенная. Создать хорошую крепкую семью бывает труднее чем написать книгу ,сделать открытие. А уж управлять семьей -тут тебе и наука и искусство ,и даже особое ремесло.
Раз семья – вселенная ,пусть даже маленькая, должны существовать и загадки вселенной .
И они действительно существуют:
– что такое семья ?
– зачем люди создают семьи?
– из чего складываются семейные отношения?
1.СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Любая дорога начинается с первых шагов , здание с фундамента .а человек становится человеком только в семье.
Как вы понимаете эти слова ? Согласны с ними ?
Давайте вместе заполним схему.
Вопрос классу : Что объединяет членов семьи?
Ответ : Эту маленькую социальную группу объединяют родственные отношения , Забота общий быт взаимоответственность.
Вопрос к классу : Почему люди стремятся создать семью ?
Ответ : Потому , что:
– лекарство от одиночества
-желание иметь детей.
Вопрос к классу? Может ли человек жить без семьи не испытывая трудности ?
Ответ : Нет (и почему )
СЕМЬЯ-ЭТО МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАА ГРУППА , ОСНОВАННАЯ НА РОДСТВЕННОМ СОЮЗЕ (ПО БРАКУ И КРОВИ ) .ЧЛЕНЫ СЕМЬИ СВЯЗАНЫ ОБЩИМ БЫТОМ,ВЗАИМНОЙ ПОМОЩЬЮ, МОРАЛЬНОЙ ИПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ.
2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ
Немаловажен и такой аспект как психологический климат семьи (быт)
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам :
“Сейчас я тебе 7 вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя ?”
И Ева тихонько ответила “Я”
-«Кто платье сошьет ,постирает белье ,меня приласкает ,украсит жилье ?
Ответь на вопросы , подруга моя.»
« Я , Я ,Я,- Ева молвила : «Я»
И так на земле появилась семья.
Задание классу: запишите всех членов своей семьи, а затем распределите обязанности между ними.
Можно ли сказать, что ваши записи опровергают текст стихотворения ?
Каждый ли член вашей семьи имеет свой участок работы ?
Как вы понимаете «психологический климат семьи ? что это значит -?
ЧТОБЫ СЕМЬЯ БЫЛА КРЕПКОЙ И НЕ РАЗБИЛАСЬ О БЫТ, ДОЛЖНО БЫТЬ ЧЕТКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ВСЕМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ.
В современной жизни изменилось положение женщины в семье и в обществе. Увеличилась профессиональная и общественная занятость женщины, растет образованность, расширяется круг интересов.
Поэтому там, где ВСЕ заботы лежат только на женских плечах, домашние обедняют себя радостями общения, там царит раздражение, непонимание.
В современных семьях выделяются 3 основных стиля семейных психологических взаимоотношений :
3.14. Семья и брак
3.14. Семья и брак
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми. Как социальный институт, семья взаимодействует с государством и другими социальными институтами. Социология рассматривает семью с двух основных позиций: как малую социальную группу; как социальный институт.
1. Как малая социальная группа – предметом исследования являются внутрисемейные отношения (отношения между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи).
2. Как социальный институт – акцент делается на взаимоотношения семьи и государства (общества), а также социальные функции семьи.
Семья, более широкое понятие и социальное явление, включает в себя, как правило, и институт брака. Однако возможны случаи, когда брак и семья существуют как бы сами по себе. Такие внебрачные отношения в семье принято называть гражданским браком.
Семья – единая социальная общность, целостность которой обеспечивается за счет взаимодополняемости полов, социальных функций и ролей.
Семейный социальный статус – один из видов социальных статусов в обществе и определяет место индивида не только в семейной структуре, но и в общей структуре общества. Семейные статусы подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дед, бабушка, внук, внучка и т. д.).
Семейная социальная роль – предписываемое и ожидаемое поведение, обусловленное занимаемым семейным статусом.
Социальные функции семьи
* Репродуктивная – рождение детей, воспроизводство биологического вида. Благодаря этой функции семья не только воспроизводит самое себя, но и обеспечивает замещение уходящих поколений новыми членами общества.
* Экзистенциональная – функция заботы и защиты своих членов, обеспечение их социальной и психологической безопасности.
* Экономическая и хозяйственно-бытовая – совместное производство материальных благ и их распределение, организация совместного проживания членов семьи и поддержание их физического здоровья и благополучия.
* Функция первичного социального контроля – моральная и социальная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности.
* Рекреативная – функция восстановления и укрепления физических, моральных и духовных сил человека.
* Социально-статусная – воспроизводство социальной структуры общества. Путем приобретения новых социальных статусов в семье («мужа», «жены», «отца», «матери» и др.) индивид замещает в социальной структуре статусы своих предшественников (родителей) и тем самым воспроизводит социальную структуру.
* Досуговая – организация рационального досуга для всех членов семьи.
* Гедонистическая (от греч. – удовольствие) – функция взаимного удовольствия, наслаждения, любви, счастья и т. п.
Брак – 1) исторически сложившиеся, социально регулируемые отношения между мужчинами и женщинами, устанавливающие их взаимные права и обязанности в семейной организации; 2) нормативно-правовой институт, регулирующий отношения между всеми членами семьи, между семьей и государством.
* групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (наиболее характерен для ранних стадий развития первобытного общества);
* полигамный брак – брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (Юго-Восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова);
* моногамный брак – брак одного мужчины с одной женщиной. Такие браки являются наиболее характерными для христианского мира и для демократических стран, в которых существует правовое равенство полов. Но такие браки встречаются в 5 раз реже, чем полигамные;
* парный брак – равноправный брачный союз мужчины и женщины, имевший место в период перехода от матриархата к патриархату (период варварства);
* экзогамные браки – основаны на обычаях, запрещающих браки внутри определенной социальной общности, например, внутри рода, фратрии, общины. Такие браки предполагают создание супружеских отношений вне данной родственной группы;
* эндогамные браки – основаны на обычаях заключения браков внутри определенной социальной общности – племени, касты, нации, конфессии и т. д.
Существуют также такие разновидности брачных отношений, как: брак по любви, брак по расчету, священный брак, династический брак, гражданский брак, покупной брак, брак с похищением, неравный брак, повторный брак и другие.
Социальные функции, свойственные браку
– социальное одобрение и юридическое оформление прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям, а также детей к их родителям;
– регулирование сексуальных отношений между мужчинами и женщинами в обществе;
– регулирование экономических и хозяйственно-бытовых отношений между супругами, а также между всеми членами семьи;
– регулирование отношений между семьей и государством;
– правовое оформление социального статуса каждого члена семьи. Например, зарегистрировав брак, человек в тот же миг приобретает статус «жены» или «мужа», «совладельца» и/или «наследника» определенных материальных ценностей (состояния).
1. По критериям доминирования в семейной организации:
– Матриархальная семья – женщины занимают доминирующее положение в семье. Родословная идет по женской линии.
– Патриархальная семья – главенствующую роль в семье играет мужчина-собственник. Женщина в такой семье, как правило, также является собственностью мужа. Родословная идет по мужской линии.
– Эгалитарная семья – равные властные отношения супругов со взаимозаменяемыми социальными ролями.
2. В зависимости от сложности семейной структуры:
– Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.).
– Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей.
3. В зависимости от количества детей в семье: малодетные (1–2 ребенка); среднедетные (3–4 ребенка); многодетные (5 и более детей); бездетные (супружеские пары, не желающие или не имеющие возможности обзавестись детьми); неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей).
Наиболее характерными для современного состояния общества являются два основных типа семьи: патриархальная и эгалитарная.
Признаки патриархальной семьи
• Приоритет общесемейных (родовых) интересов над индивидуальными.
• Основным критерием вступления в брак является не личный выбор молодых, а экономические и другие интересы патриархальной семьи.
• Сложный социальный состав, как правило, включающий в себя несколько поколений мужчин с женами, детьми и другими родственниками.
• Многодетность. Иметь большое количество детей в условиях натурального способа производства выгодно с экономической точки зрения.
• Запрет индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл (предупреждение и прерывание беременности).
• Слабая социальная и географическая мобильность. Дети усваивают и наследуют социальные статусы и роли своих родителей и остаются в семье.
• Все имущество семьи находится в коллективном владении и наследуется по мужской линии.
В традиционной патриархальной семье все отношения строятся на основе обычаев и традиций, не учитывающих индивидуальные особенности и предпочтения супругов и других членов семьи.
Признаки эгалитарной семьи
• Приоритет индивидуальных интересов над общесемейными (родовыми).
• Основным критерием вступления в брак является личный выбор самих брачующихся.
• Простая двухпоколенная социальная структура, состоящая, как правило, из родителей и детей.
• Малодетность. Удлинение периода социализации детей и увеличение расходов на их содержание, воспитание и обучение, а также стремление супругов самореализоваться в иных внесемейных видах деятельности, ослабление репродуктивной мотивации.
• Индивидуальное планирование рождаемости.
• Интенсивная социальная и географическая мобильность. Каждый член семьи (как и семья в целом) может выбирать и неоднократно менять вид деятельности и место жительства.
• Правовое равенство во владении и наследовании семейного имущества.
Основные признаки кризиса современной семьи
– Малодетные и бездетные семьи. Поздние браки и желание супругов самореализоваться в бизнесе, творчестве и других внесемейных видах деятельности не позволяет им уделять достаточное количество времени на рождение и воспитание детей. Личный эгоизм супругов побеждает природные чувства сохранения и воспроизводства своего рода.
– Снижение брачности. Увеличение общего количества людей, которые никогда не вступали в брак.
– Увеличение числа разводов. В демократическом обществе развод является одним из атрибутов личной свободы.
– Рост числа неполных семей. Увеличение числа разводов и внебрачных рождений приводит к росту неполных семей.
– Увеличение числа детей-сирот, а также беспризорных и безнадзорных детей. Кризис семьи, внебрачные роды приводят к тому, что роженицы отказываются от своих детей; другие родители лишаются родительских прав из-за того, что они не в состоянии (по тем или иным причинам) исполнять свои родительские обязанности.
– Детское сиротство, беспризорность и безнадзорность, являясь следствием кризиса института семьи, на следующем этапе становятся одной из причин этого кризиса. Повзрослевшие дети, выросшие вне семьи или в неблагополучной семье, как правило, и сами не в состоянии создать полноценную семью.
– Снижение отцовской воспитательной роли. Увеличение числа разводов и внебрачное рождение детей приводят к увеличению количества неполных материнских семей. В таких семьях отцовское воспитание фактически отсутствует. Дети, выросшие в материнских семьях, усваивают стереотипы материнского воспитания и переносят их на воспитание своих детей. О кризисе современной семьи свидетельствуют также факты появления и юридического оформления в некоторых демократических странах так называемых однополых квазисемей, которые, по причине однополости «брачных» партнеров, не могут иметь совместно нажитых детей.
Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в Конституции Российской Федерации. Основные обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семья и государство. Разработаны и осуществляются следующие федеральные программы:
1. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающая подпрограммы: «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья».
2. Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.
3. С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. оказывается форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей – материнский (семейный) капитал.
4. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2008–2015 гг.
5. Национальная благотворительная программа «Поддержка семьи и ребенка на 2012–2017 гг.».
6. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.».
7. 24 мая 2013 г. в г. Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Семья как социальная группа и институт
Одна из теорий возникновения государства сводится к «копированию» государством семейных отношений. Поэтому семья как институт общественной жизни необыкновенно важна. Что такое «семья» и «брак»? Что понимается под понятием «жизненный цикл семьи»? Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе этого урока.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.
Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.
Семья выполняет определенные функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу истории менялись: они обусловлены социально-экономическими особенностями общества.
– Репродуктивная (от лат. productio – производство) – биологическое воспроизводство населения на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях на личностном уровне.
– Социализации – формирование индивида как личности.
– Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи.
– Экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
– Социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наследственными статусами – национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.
– Эмоциональная – оказание психологической поддержки членам семьи.
– Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.
– Духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи.
– Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.
Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:
1. Вступление в брак, начало деторождения, рождение последнего ребёнка. (Рис. 1)
2. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка. (Рис. 2)
Рис. 2. Брак ребенка
3. Смерть одного из супругов. (Рис. 3)
Рис. 3. Смерть супруга
Виды семей:
1. По характеру брака: моногамные и полигамные.
Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола: (рис. 4)
Рис. 4. Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами (Источник)
Рис. 5. Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья) (Источник)
2. По составу: индивидуальные (одна брачная группа) и «составные» (две или несколько брачных групп).
3. По характеру верховенства власти в семье: патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов). (Рис. 6, 7)
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.
Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).
В Российской Федерации правоотношения в области семьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.
Регулирование семейных отношений российским законодательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:
– добровольность брачного союза мужчины и женщины;
– равенство прав супругов в семье;
– разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;
– приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;
– обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процессами индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Можно отметить, что сегодня происходят процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.
В частности, можно выделить следующие тенденции развития современной семьи:
• сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивидов, в организации их досуга;
• изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;
• сокращение числа патриархальных семей;
• развитие семьи партнерского типа, в которой осуществляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;
• разрушение многопоколенной (расширенной, родственной) семьи;
• преобладание нуклеарной семьи;
• разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;
• рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
В современных условиях особую роль в развитии семейных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.
Список литературы
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008. – 415 с.
- В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.
- Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Прочитайте учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и дайте ответы на вопросы 1–6 на с. 112.
- Дайте определение таким понятиям: семья и брак как социальный институт.
- Как вы думаете, какие изменения переживает современная семья? Приведите собственные примеры.
- Выполните задания учебника Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс 1–5 на с.
- Прочтите учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс и выполните задания к нему на с. 112–113.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Источники:
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/02/24/semya-i-brak
http://info.wikireading.ru/35327
http://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/11-klass/sotsialnaya-sfera-zhizni-obschestva/semya-kak-sotsialnaya-gruppa-i-sotsialnyy-institut