Асоциальная личность: стиль поведения таких людей и способы его коррекции. Асоциальный образ жизни

0

Асоциальная личность: стиль поведения таких людей и способы его коррекции. Асоциальный образ жизни

Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Если спросить у прохожих на улице, что значит “асоциальный образ жизни”, в ответах, вероятно, будут упоминаться алкоголизм, наркомания, попрошайничество, бездомные и т. д. Чем бывает вызвано это явление? Как можно с ним бороться?

Асоциальный образ жизни

Большая часть общества каждый день делает примерно одно и то же: кто-то идет на работу, кто-то в школу или институт, некоторые остаются дома и ведут хозяйство. Одним словом, каждый выполняет свою роль, так или иначе полезную для остальных. Однако есть и такие люди, которые поступают вопреки общепринятым нормам и морали. Асоциальный образ жизни обычно понимают как деструктивный, когда человек не только отделяет себя от общества, но и противопоставляет себя ему, при этом ведет себя соответствующе. Это узкое понимание термина.

На самом деле люди, ведущие асоциальный образ жизни, не всегда принадлежат к неблагополучным слоям общества: наркоманам, алкоголикам, бездомным, попрошайкам, лицам без определенных занятий и т. д. В классическом понимании они всего лишь максимально избегают нормальных взаимодействий с другими людьми либо просто неспособны на это. В таком случае к этой категории можно отнести, например, интровертов или людей, страдающих психическими заболеваниями.

Всегда ли это плохо?

Если говорить о классическом научном понимании этого термина, асоциальность не является пороком. Более того, в некоторых условиях это даже благо. Достаточно вспомнить о монахах и отшельниках, добровольно отказывающихся от активного взаимодействия с остальной частью общества. В некоторых религиях асоциальный образ жизни свидетельствует о духовном просветлении человека, уходе от мирского, в результате чего он приобретает совершенно иное мироощущение, а иногда и некий дар. Нечто подобное практикуется и сегодня в некоторых течениях христианства, буддизме и т. д. Но подобный пример – это, скорее, исключение и не имеет ничего общего с тем, что значит асоциальный образ жизни вне каких-либо религиозных практик.

Последствия

Довольно сложно себе представить, чтобы сразу несколько тысяч добропорядочных граждан внезапно начали вести асоциальный образ жизни. Тем не менее можно предположить, какие это будет иметь последствия. Какие-то из них будут ощутимы только в далекой перспективе, а некоторые будут заметны почти сразу. Стоит перечислить хотя бы несколько.

  • Снижение общего уровня здоровья, усиление эпидемиологической опасности. Помимо того, что табак, алкоголь и наркотики влияют на человеческий организм разрушительным образом, некоторые люди, вероятно, перестанут тщательно относиться к личной гигиене, что отразится на размножении и распространении опасных бактерий. Беспорядочные половые связи способствуют заражению заболеваниями, передающимися половым путем, а также повышают опасность незапланированной беременности. Такая ситуация часто приводит либо к аборту, либо к отказу от ребенка сразу после рождения.
  • Появление на улице большего количества бездомных и безработных усилит криминогенность. Значительно повысится уровень преступлений, в том числе и крайне опасных, таких как убийства и изнасилования.
  • В результате снижения числа добропорядочных законопослушных граждан снизится поступление налогов, возрастет доля теневой экономики, что рано или поздно подорвет основы государства.

Меры по противодействию

Дети – это будущее мира, в первую очередь, потому, что при правильном воспитании одного-двух поколений можно добиться значительных сдвигов в обществе в какую-либо сторону. Привив неправильные ценности, можно позднее столкнуться с очень неприятным результатом. Именно поэтому так важны эффективные меры профилактики асоциального образа жизни среди молодежи, особенно когда речь идет о так называемых неблагополучных семьях. Антиреклама алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочного образа жизни, беседы с психологами, центры помощи, горячие линии доверия, предложение доступной альтернативы в виде занятий спортом. Кроме того, иногда необходимо извлекать детей из этой среды, то есть разлучать их с семьей, чтобы привить им иные ценности, отвечающие общепринятой морали. В менее запущенных случаях достаточно патронажа, регулярных проверок. Впрочем, подобные меры не слишком популярны и могут вызывать неприятие. Также подобная власть может служить почвой для злоупотреблений. Но иногда это просто необходимо.

Асоциальная личность

Характеристики асоциальной личности

Болезненные реакции, фрустрации на состояние собственного неудовольствия.

Читать еще:  Камедь лиственницы полезные свойства применение и лечение

Стремление к немедленному избавлению (и избавлению любой ценой) от неприятных ощущений.

Импульсивность, склонность жить моментом.

Необычайная лёгкость лжи.

Часто очень умело играют роли.

Потребность будоражить себя (приводить в возбуждение).

Неспособность изменять свое поведение в результате наказания.

Окружающими часто часто воспринимаются как привлекательные, интеллигентные, обаятельные люди.

Легко входят в контакт, особенно легко сходятся на почве развлечений.

Отсутствие искреннего сочувствия к другим.

Отсутствие чувства стыда или вины за свои поступки.

Ниже представлены три группы факторов, способствующих развитию асоциальной личности: биологические детерминанты, особенности отношений родителей и ребёнка, стиль мышления.

Биологические факторы

Изучение усыновления показывает, что преступления усыновлённых мальчиков сходны с преступлениями их биологических отцов.

Отмечается также, что асоциальные личности обладают низкой возбудимостью, из-за чего они с помощью импульсивных и опасных действий стремятся к получению стимуляции, вызывающей соответствующие ощущения.

Семейные факторы

Дети, которые часто остаются без присмотра или за которыми плохо присматривают на протяжении долгого времени, гораздо чаще склоняются к схемам преступного поведения.

Также дети, родители которых не участвуют в их повседневной жизни, чаще становятся асоциальными.

Биологические и семейные факторы часто совпадают, что усиливает их действие. У детей с нарушениями в поведении часто есть нейропсихологические проблемы, являющиеся следствием приёма наркотиков матерью, плохого внутриутробного питания, токсического воздействия до и после рождения, жестокого обращения, осложнений при родах и малого веса при рождении. Такие дети чаще бывают раздражительны, импульсивны, неловки, гиперактивны, невнимательны. Они медленно усваивают материал в школе, что со временем накладывает сильный отпечаток на самооценку ребёнка.

Стиль мышления

Дети с нарушениями поведения склонны считать всякое направленное на них негативное действие сверстников не случайным, а преднамеренным. Низкий уровень интеллектуального развития побуждает такого ребёнка всё сводить к чьей-то “злой инициативе”.

Не умея ассертивно вести себя, ребёнок со временем приходит к выводу, что агрессия – самый надёжный и эффективный инструмент.

Ответные реакции окружающих на агрессию ребёнка обычно приводит лишь к укреплению мысли о необходимости агрессии.

Таким образом развивается порочный круг взаимодействий, поддерживающий и вдохновляющий агрессивное и асоциальное поведение ребёнка.

Психологические особенности асоциального поведения и способы коррекции

Воспитание всегда направлено на формирование социальноодобряемого поведения (просоциального). Однако у некоторого числа воспитуемых не удается добиться стабильного просоциального по­ведения. В этом случае говорят об асоциальном или отклоняющемся поведении. Некоторые виды асоциального поведения называют также девиантным (лат. deviatio — отклонение).

Читать еще:  Как найти свой стиль в одежде: цветотип, фигура и советы. Как создать свой образ и стиль

Асоциальное поведение — это система действий, не соответ­ствующая официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Выделяют следующие виды асоциального поведения: неодобряемое (эпизодические ша­лости, озорство); девиантное (нравственно-отрицательные проявле­ния и проступки); делинквентное (предпреступное); преступное; деструктивное. Дети и подростки, для которых характерны различ­ные виды асоциального поведения, относятся к группе педагогичес­ки запущенных, или трудновоспитуемых. Часто таких детей выде­ляют в особую «группу риска». Их поведение и личность характе­ризуются следующими особенностями:

изменение (или искажение) характера социальных связей, до­минирование влияния неформальных объединений;

сопротивление педагогическим воздействиям;

активное непринятие коллективных норм и ценностей;

отрицательное отношение к учебной и другим видам просоциальной деятельности;

неумение контролировать свое поведение и давать ему адек­ватную оценку;

склонность к дурным привычкам.

Воспитание таких учащихся связано со значительными затрата­ми усилий, необходимостью применения особого подхода, преодоле­нием их мощного внутреннего сопротивления.

Девиантное поведение, к которому относятся такие формы, как алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийства, побег из дома, является аморальным поведением. Действия, напрямую наруша­ющие существующий правопорядок и подлежащие уголовной от­ветственности, — это преступное поведение. Между аморальным и преступным поведением существует реальная связь. Аморальное поведение почти всегда предшествует совершению правонаруше­ний, хотя и необязательно приводит к нему.

Предпосылкой асоциального поведения выступают сочетание не­благоприятных социальных факторов, ситуации, в которых оказался ребенок или подросток, и ненормированное развитие личности. В настоящее время значимым социальным фактором, способствующим возникновению асоциального поведения, является нестабильность общественной жизни и капитальная переоценка жизненных идеа­лов и ценностей. В обществе укрепляются прагматически престиж­ные направления деятельности. Сегодня это участие в бизнесе, вла­дение частной собственностью, достижение материального благополучия и независимости, культурные развлечения. Но социально одобряемые средства достижения этих целей доступны далеко не всем. Те подростки, которым они недоступны, находят, естественно, другие пути.

Сильное влияние на возникновение асоциального поведения обусловлено также микросредой, и прежде всего семьей, если в ней имеют место аморальность, насилие, пьянство, тунеядство. Особен­но вредное воздействие такие факторы оказывают тогда, когда они считаются нормой. Недостаточное развитие личности также спо­собствует асоциальному поведению. Это могут быть относительно низкий уровень развития интеллекта, дефекты правового и нрав­ственного сознания, неразвитость потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой и других сфер личности.

Асоциальному поведению также способствует усвоение подрост­ком норм и ценностей подростковой субкультуры. Сле­дует также учитывать особенности возраста, например кризис поло­вого созревания и связанные с ним возможные негативные психоло­гические проявления: упрямство, негативизм, агрессивность, тревож­ность, страх отвержения, склонность к конфликтам.

Стремление подростков к взрослости и некоторые психологи­ческие особенности их потребностно-мотивационной сферы иногда провоцируют некоторые виды асоциального поведения, в том числе преступные действия. К таким рода особенностям относится под­ражание негативному поведению взрослых или более старших под­ростков, бравада перед компанией. Это наиболее частая причина курения и первого приобщения к алкоголю. Из других особеннос­тей можно отметить потребность в риске, желание испытать новые ощущения, повышенную агрессивность, низкое самоуважение и не­адекватность способов его повышения. Для практической воспитательной и психологической работы с детьми и подростками, склонными к асоциальному поведению, воп­росом первостепенной важности является выяснение его причин мотивов. Требуется также дифференциация степени и осознания отклонения от просоциального поведения. Нередко дети становят­ся правонарушителями случайно. Воспитание детей и подростков с различными формами асоциального поведения требует глубокого изучения особенностей их поведения и личности: мотивационной сферы, интеллектуального развития, характера, внутриличностных конфликтов. Целесообразно консультироваться и работать совмест­но с психологом, реализуя особую программу психологической кор­рекции поведения и личности подростка.

Читать еще:  Как сделать яблоко из ткани. Яблоко из ткани. Как сделать эклеры из пластиковых бутылок

Воспитательные воздействия на трудновоспитуемых детеймало­эффективны, если по отношению к ним применяются авторитарные, директивные методы. С помощью убеждения, объяснения и других Вербальных методов часто также не удается изменить их поведения. Наиболее действенным методом воспитания таких подростков слу­жит их включение в социально значимый труд и другие социально необходимые и одобряемые виды деятельности. Важным фактором, способствующим преодолению их склонности к асоциальному пове­дению, является помощь в определении жизненных целей, ближай­ших и отдаленных перспектив, составлении конкретных и реальных жизненных планов. Все это следует делать с максимальным учетом особенностей личности, мотивации и смыслов подростков, не ломая их, а постепенно, поэтапно преобразовывая.

Участие в коллективных формах деятельности для многих детей «группы риска» сопряжено с проблемами, так как у них часто воз­никают конфликты со сверстниками.

Д.И. Фельдштейн разработал определенные принципы форми­рования детско-юношеских коллективов, применение которых поз­воляет нивелировать негативные особенности поведения подрост­ков и способствует их перевоспитанию:

организуемая деятельность должна быть направлена на благо обществу, другим людям;

дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за­дачи;

значимые цели деятельности имеют как общественный, так и непременно личностный характер;

обеспечивается равноправная, самостоятельная творческая по­зиция каждого ребенка.

Активно включая детей и подростков в решение социально важ­ных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы

общения, создавая новые возможностисоциального воспитания лич­ности. Для трудновоспитуемых детей при этом важно, чтобы воспи­тательные функции коллектива отступали на второй план перед общественно полезными функциями их совместной деятельности. Иначе воспитательное воздействие коллектива (в силу известного подросткового негативизма) будет отвергаться или заменяться ме­нее влиянием неформальных групп и общностей.

Воспитательная работа с детьми, склонными к асоциальному поведению, требует больших душевных усилий воспитателя. Как правило, она включает работу с семьей, чтобы по возможности сгла­дить или минимизировать недостатки семейного воспитания. Пози­тивному влиянию на поведение подростков способствуют индиви­дуальный подход к каждому ребенку, неизменно доброжелательное отношение к нему, понимание его субъективных проблем, доверие к потенциальным возможностям исправиться, опора на его (быть мо­жет, забытые) положительные качества.

Совместная деятельность педагогов, психологов и родителей, направленная на профилактику и исправление асоциального по­ведения детей и подростков, оказывает реальную помощь многим детям. Однако эта проблема является многогранной и очень слож­ной. Для ее надежного решения требуется дальнейшее развитие государственной психологической службы в системе образования в сети всех образовательных учреждений для детей, нуждающих­ся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Не­обходимы снижения учреждений социального и психологическо­го обслуживания детей и подростков, и система центров профи­лактики наркомании. Нужно, наконец, наличие и увеличение числа подростково-молодежных клубов, центров занятости и творческо­го досуга.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источники:

http://businessman.ru/new-asocialnyj-obraz-zhizni-chto-eto-i-kak-s-borotsya-s-etim-yavleniem.html
http://azps.ru/articles/pers/asocialynaya_lichnosty.html
http://studopedia.org/5-77746.html

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии