Антон чехов. А. Н. Островский. Гроза. Спектакль. Учимся решать нестандартные задачи. Пример задания

0

Антон чехов. А. Н. Островский. Гроза. Спектакль. Учимся решать нестандартные задачи. Пример задания

Разноуровневые задания по пьесе “Гроза”
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Разноуровневые задания по пьесе А.Н.Островского “Гроза”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)

Самарский институт повышения квалификации работников образования

« Методологические и дидактические подходы к обучению русскому языку и литературе при внедрении ФГОС СОО »

Комплекс заданий по теме «А.Н.Островский «Гроза» при работе с учащимися 10 класса на углублённом уровне изучения литературы

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №127» г.о. Самара

Сидоренко Татьяна Владимировна

Задания к учебнику литературы под редакцией В.И.Коровина «Русская литература 19 века»

Раздел – «Творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза»

Количество часов на изучение раздела –7

Тема – Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»

Количество часов на изучение темы –5

Цель учебно-методических заданий – обобщить знания по пьесе

А.Н. Островского «Гроза»

Задачи – познакомить учащихся

с особенностями драматургии А.Н.Островского на примере

драмы «Гроза» с учётом разнообразия мнений и концепций.

Усилить работу по формированию

у учащихся навыков анализа литературного текста.

Развивать у старшеклассников навыки связного рассказа,

участия в эвристической беседе, группового поиска,

выразительного чтения, логического мышления.

Планируемый образовательный результат –

Учащиеся будут знать

Учащиеся будут уметь

Учащиеся смогут применить навыки

алгоритм характеристики литературного героя,

особенности драмы как рода литературы

работать с информацией, выделять главное, сравнивать и делать выводы, мыслить критически, генерировать идеи

поиска информации, оформления результатов деятельности в форме устных и письменных высказываний

*цель и задачи проекта (что формируют данный комплекс), планируемый результат (должен соотноситься с целью), описание методических приемов, которые позволяют его реализовать (ссылки на методики должны соотноситься с источниками в списке литературы).

Комплекс заданий по теме «А.Н.Островский «Гроза» при работе с учащимися 10 класса на углублённом уровне изучения литературы

Задание №1. Проследите, как воспринимают грозу разные герои пьесы. В чем состоит символика названия? Почему, на ваш взгляд, Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини? Какой общественный и нравственный смысл заключён в названии драмы?

Задание №2. Литературовед А.И.Ревякин определил образ Катерины как романтический образ, созданный реалистическими средствами. Какие черты характера Катерины дали А.И.Ревякину основания для этого?

Задание №3. Литературовед В.Лакшин отметил: «Кулигин и Катерина – это две разные, но глубоко родственные стороны народной жизни…» Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Задание №4. Писатель И.А.Гончаров так отозвался о содержании «Грозы»: «Увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины – всё это исполнено живейшего драматического интереса и введено с необычайным искусством и знанием сердца». Согласны ли вы с этой оценкой содержания «Грозы»?

Задание №5. «…В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее… Самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой её гибели». (Добролюбов Н.А. Луч света в тёмном царстве) Согласны ли вы с мнением критика? Что позволило Добролюбову назвать драму «Гроза» «самым решительным произведением Островского»?

Задание №6. От чего зависит жанровая природа пьесы «Гроза»? Как соотносятся в «Грозе» любовь, долг, воля, вина и возмездие?

Задание №7. Перечислите комические сцены в «Грозе». В чем их художественная роль в пьесе?

Задание №8. Определите, какие герои участвуют в действии «Грозы», а какие нужны для характеристики среды и обстоятельств жизни персонажей, непосредственно включённых в драматическое действие?

Задание №9. Чьи слова в последнем действии пьесы выражают позицию автора?

Индивидуальные задания по драме А.Островского “Гроза”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Индивидуальные задания по драме А.Островского «Гроза»

Что Вы узнали о Катерине из 1 д.? Чем она отличается от других персонажей? Кто из них ближе всего к Катерине?

Жанр пьесы «Гроза»

В чем сходство и различие характеров Бориса и Тихона? Как они относятся к Катерине?

В чем проявляется самодурство Дикого?

В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит : «Батюшки, погибаю я!» Объясните причину страданий Катерины. Какая борьба происходит в ее душе?

Читать еще:  Полезные свойства пчелиного воска

В чем трагедия Катерины?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

Кого мы можем считать «хозяевами» жизни?

Что вы знаете об обстановке, в которой воспитывалась Катерина?

Почему Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»? Докажите.

В 1 действии «Грозы» два персонажа говорят о красоте природы. Чем отличаются эти высказывания? Какие черты персонажей отразились в их словах о природе?

Почему Островский не назвал драму «Гроза» именем главной героини?Какой нравственный смысл заключен в названии драмы?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Расскажите о семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?

Достоин ли Борис любви Катерины?

Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

Смысл названия пьесы.

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

По каким законам живут в городе Калинове?

Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?

Почему Варваре не понять страданий Катерины?

Докажите правоту слов Варвары, что «любить Тихона на за что».

В чем суть основного конфликта?

Сможет ли город Калинов жить по – старому после смерти Катерины?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

Борис говорит о себе: «Я вольная птица», но, по сути дела, кто свободней, Катерина или Борис?

Почему Катерина считает свою любовь к Борису «преступной»?

Кого мы можем считать «жертвами темного царства»?

Уверены ли самодуры в своей правоте?

Проиграла или победила Кабаниха?

Докажите, что смерть Катерины – это протест?

Индивидуальные разноуровневые письменные задания (для выявления знания текста и навыков рассуждения) по драме А.Островского «Гроза»

Катерина – по –гречески «чистая».Почему Островский дает это имя своей героине?

Расскажите о взаимоотношениях матери с сыном (Кабанова и Тихон). Любовь? Уважение? Покорность? Боязнь? Лень спорить?

Сцена с ключом, ее роль в пьесе.

Для чего просит Кулигин деньги у Дикого? Как это его характеризует?

Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности , стремлению к свободе, прямоте?

Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины другой выход.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Бахтин Сергей Фёдорович
  • Написать
  • 4256
  • 24.01.2016

Номер материала: ДВ-373851

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • 24.01.2016
  • 267
  • 24.01.2016
  • 2649
  • 24.01.2016
  • 273
  • 24.01.2016
  • 742
  • 24.01.2016
  • 420
  • 24.01.2016
  • 1060
  • 24.01.2016
  • 1701

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Индивидуальные задания по пьесе А.Н.Островского «Гроза» (10 класс)

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Индивидуальные задания по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ(10 класс)

Задание по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ

Оценка выставляется в зависимости от выполненного объёма и качества работы, творческого подхода уч-ся.

Читать еще:  Как оформить и получить послеродовые выплаты и пособия. Послеродовые выплаты: кому, когда и сколько

«3» – выставляется за задание «для всех» + 1 из индивидуальных заданий;

«4» – выставляется за задание «для всех» + 2 инд. задания;

«5» – выставляется за задание «для всех» + 3 инд. задания

в тетради по литературе сделать записи:

– история создания «Грозы»;

– выписать реплики героев о грозе (на основании этого дать толкование слову «гроза» и объяснить название пьесы);

– объяснить, в чём конфликт значений понятия «КРАСОТА» в пьесе А.Н. Островского (красота в восприятии Кулигина, Катерины, барыни, Феклуши)

1. На чем держится власть Дикого и Кабанихи ? К чему направлены их усилия?

2.Ф.М. Достоевский писал о Катерине: «Лукавый, мучив­ ший ее соблазном, любит такие натуры. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоказнилась Убийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита”.

– Можете вы согласиться с тем, что главная причина в «лукавом”? Почему? Выскажите свое отношение к мыс­ ли писателя о возможном окружении «добрыми людь­ ми», в результате которого самоубийства могло и не быть.

3. Можете вы согласиться с тем, что в «Грозе» «Остров­ ский видит проявления неодолимого обновления жиз­ ни”? Аргументируйте свой ответ.

Задание по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ

Оценка выставляется в зависимости от выполненного объёма и качества работы, творческого подхода уч-ся.

«3» – выставляется за задание «для всех» + 1 из индивидуальных заданий;

«4» – выставляется за задание «для всех» + 2 инд. задания;

«5» – выставляется за задание «для всех» + 3 инд. задания

в тетради по литературе сделать записи:

– история создания «Грозы»;

– выписать реплики героев о грозе (на основании этого дать толкование слову «гроза» и объяснить название пьесы);

– объяснить, в чём конфликт значений понятия «КРАСОТА» в пьесе А.Н. Островского (красота в восприятии Кулигина, Катерины, барыни, Феклуши)

1. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры «Грозы» — Дикой и Кабаниха? Что сближает их? Почему им удается «тиранствовать»?

2.А.И. Ревякин считает, что «по уровню своего образования Катерина стоит ниже Бориса и Кулигина. Но по своему внутреннему облику она сложнее, оригинальнее и того, и другого».

– Можете вы согласиться с тем, что по уровню образова­ ния Катерина ниже Бориса и Кулигина? Из чего это можно заключить?

3. Почему Н.А.Добролюбов определил конфликт «Грозы» как конфликт «горячего сердца» и «тёмного царства»?

Задание по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ

Оценка выставляется в зависимости от выполненного объёма и качества работы, творческого подхода уч-ся.

«3» – выставляется за задание «для всех» + 1 из индивидуальных заданий;

«4» – выставляется за задание «для всех» + 2 инд. задания;

«5» – выставляется за задание «для всех» + 3 инд. задания

в тетради по литературе сделать записи:

– история создания «Грозы»;

– выписать реплики героев о грозе (на основании этого дать толкование слову «гроза» и объяснить название пьесы);

– объяснить, в чём конфликт значений понятия «КРАСОТА» в пьесе А.Н. Островского (красота в восприятии Кулигина, Катерины, барыни, Феклуши)

1 .”Основные образы Островского – это образы больших человеческих страстей» (А.И. Ревякин).

– Кто из героев особенно запомнился вам «большими человеческими страстями”? Проявляется ли эта черта драматургии Островского на примере образов Кабани хи, Дикого?

2. Литературовед Е Холодов пишет: “Катерина . слушает попреки свекрови молча. В этом молчании – и жалость к му­ жу, и обида на несправедливость попреков, и усилие сдержать себя, не вмешаться и не подлить масла в огонь. Это молчание свидетельствует о незаурядной выдержке молодой женщины”.

Как вы думаете, не лучше ли было попытаться дать отпор Кабанихе, заставить ее уважать свою личность? Может, и не было бы тогда такого трагического финала?

3. Какова роль Кулигина в пьесе?

Задание по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ

Оценка выставляется в зависимости от выполненного объёма и качества работы, творческого подхода уч-ся.

«3» – выставляется за задание «для всех» + 1 из индивидуальных заданий;

«4» – выставляется за задание «для всех» + 2 инд. задания;

«5» – выставляется за задание «для всех» + 3 инд. задания

в тетради по литературе сделать записи:

Читать еще:  Как сделать ободок из бумаги

– история создания «Грозы»;

– выписать реплики героев о грозе (на основании этого дать толкование слову «гроза» и объяснить название пьесы);

– объяснить, в чём конфликт значений понятия «КРАСОТА» в пьесе А.Н. Островского (красота в восприятии Кулигина, Катерины, барыни, Феклуши)

1.Кто такие «хозяева жизни» в пьесе «Гроза»? Дайте характеристику Дикому.

2.Составьте план для пункта №1.

3.В чем вы видите «сложность и многогранность» ха рактера Катерины?

Задание по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ

Оценка выставляется в зависимости от выполненного объёма и качества работы, творческого подхода уч-ся.

«3» – выставляется за задание «для всех» + 1 из индивидуальных заданий;

«4» – выставляется за задание «для всех» + 2 инд. задания;

«5» – выставляется за задание «для всех» + 3 инд. задания

в тетради по литературе сделать записи:

– история создания «Грозы»;

– выписать реплики героев о грозе (на основании этого дать толкование слову «гроза» и объяснить название пьесы);

– объяснить, в чём конфликт значений понятия «КРАСОТА» в пьесе А.Н. Островского (красота в восприятии Кулигина, Катерины, барыни, Феклуши)

1.Охарактеризуйте Марфу Игнатьевну Кабанову. Почему Кулигин называет её «ханжой»?

2.Можете вы согласиться с тем, что в «Грозе» «Остров­ ский видит проявления неодолимого обновления жиз­ ни”? Аргументируйте свой ответ.

3.Ф.М. Достоевский писал о Катерине: «Лукавый, мучив­ ший ее соблазном, любит такие натуры. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоказнилась Убийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита”.

– Можете вы согласиться с тем, что главная причина в «лукавом”? Почему? Выскажите свое отношение к мыс­ ли писателя о возможном окружении «добрыми людь­ ми», в результате которого самоубийства могло и не быть.

Задание по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ

Оценка выставляется в зависимости от выполненного объёма и качества работы, творческого подхода уч-ся.

«3» – выставляется за задание «для всех» + 1 из индивидуальных заданий;

«4» – выставляется за задание «для всех» + 2 инд. задания;

«5» – выставляется за задание «для всех» + 3 инд. задания

в тетради по литературе сделать записи:

– история создания «Грозы»;

– выписать реплики героев о грозе (на основании этого дать толкование слову «гроза» и объяснить название пьесы);

– объяснить, в чём конфликт значений понятия «КРАСОТА» в пьесе А.Н. Островского (красота в восприятии Кулигина, Катерины, барыни, Феклуши)

1.Дайте характеристику «тёмному царству». Как возник этот термин?

2. Составьте план ответа (для пункта №1).

3. . Н.А. Добролюбов писал: «Мы никак не решаемся считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которые не участвуют прямо в интриге. “.

– Есть ли в «Грозе» лица, прямо не участвующие в инт­риге? Чем они занимаются в пьесе?

Задание по пьесе А.Н.Островского «Гроза» для II БХ

Оценка выставляется в зависимости от выполненного объёма и качества работы, творческого подхода уч-ся.

«3» – выставляется за задание «для всех» + 1 из индивидуальных заданий;

«4» – выставляется за задание «для всех» + 2 инд. задания;

«5» – выставляется за задание «для всех» + 3 инд. задания

в тетради по литературе сделать записи:

– история создания «Грозы»;

– выписать реплики героев о грозе (на основании этого дать толкование слову «гроза» и объяснить название пьесы);

– объяснить, в чём конфликт значений понятия «КРАСОТА» в пьесе А.Н. Островского (красота в восприятии Кулигина, Катерины, барыни, Феклуши)

1.Проанализируйте монолог Катерины, в котором она рассказывает о своём девичестве. Как этот монолог характеризует героиню?

2.Можете вы согласиться с тем, что в «Грозе» «Остров­ ский видит проявления неодолимого обновления жиз­ ни”? Аргументируйте свой ответ.

3. Критик A . M . Скабичевский писал в 1906г. о Кабанихе: «У нее постоянно на устах нравственные сентенции. Все ее суждения исполнены строгой логики. Она не развратничает, не самодурствует, а строго блюдет дом свой и держит домочадцев в страхе, потому что так подобает по стародавним праоте ческим заветам”.

– Верно ли пишет Скабичевский о логике, нравствен­ ности и стремлении блюсти свой дом как о характерных чертах Кабанихи? Почему?

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/06/24/raznourovnevye-zadaniya-po-pese-groza
http://infourok.ru/individualnie-zadaniya-po-drame-aostrovskogo-groza-800281.html
http://infourok.ru/individualnie-zadaniya-po-pese-anostrovskogo-groza-klass-3055935.html

голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии